Проблемы совместимости
Теперь Россия отвечает за жизнь в Крыму
Евгений Гонтмахер,
член правления Института современного развития
Начался небывалый в истории нашей страны социальный эксперимент. Присоединяя к империи Польшу и Финляндию – весьма развитые по тем временам территории – русский царь имел мудрость оставить им высокую степень социальной и экономической автономии. Достаточно напомнить, что Финляндия продолжала печатать собственную валюту. Все последующие примеры расширения границ России и Советского Союза – уже другого типа: страна осваивала отсталые регионы Средней Азии и Кавказа, где распространение любых социальных практик метрополии было большим благом.
Одно исключение: Прибалтика, вполне европейское устройство жизни которой СССР пытался перемолоть, но, как показали 1990-е годы, безуспешно.
И вот теперь Крым. Нам достался регион, который, несмотря на все многочисленные беды украинского развития последних более чем 20 лет, имеет вполне сложившуюся ткань экономической и социальной жизни. Причем по некоторым параметрам нам с удивлением придется признать, что Россия имеет дело не с совсем уж отсталой территорией.
Возьмем, например, систему пособий при рождении ребенка. В России, как известно, она состоит из ежемесячного пособия до достижения ребенком полутора лет и материнского капитала, распоряжаться которым можно только безналом и лишь тогда, когда новорожденный достигнет трехлетнего возраста. В принципе, неплохо. Но вот на Украине пособие выдается наличными при рождении каждого ребенка (в отличие от маткапитала, который в России положен только на одного ребенка). Да, его размер, если иметь двоих детей, все равно уступает российской помощи, но деньги-то начинают выплачиваться сразу, и это происходит от двух до шести лет, что очень важно именно в первые годы после пополнения семейства. Кстати, если сравнивать размер материальной помощи при рождении третьего ребенка, то тут уже даже по абсолютной величине преимущество оказалось бы бедной Украины. Вспомним, что Владимир Путин в своем послании Федеральному Собранию в декабре 2012 года заявил о необходимости перехода к трехдетной семье. Так что, будем ломать отличную от российской, но не менее цельную украинскую систему? Как в такой ситуации жить тем крымчанам, у которых уже есть малолетние дети?
Или ситуация со здравоохранением. Здесь, конечно, Крым сильно отстает от общероссийских параметров и по состоянию материальной базы, и по оплате труда медицинского персонала. Поэтому туда нам придется вкладываться и вкладываться. Но из какого источника? В Украине нет системы обязательного медицинского страхования (ОМС), но существует ликвидированное в России муниципальное здравоохранение. Можно, конечно, на первых порах напрячь российский бюджет, но это не должно продолжаться до бесконечности. Нужны собственные источники (например, платежи за неработающее население, которые региональный бюджет переводит в ОМС). Значит, должны быть предусмотрены соответствующие статьи расходов, подкрепленные источниками доходов. И работодатели станут платить, как и по всей России, взнос в ОМС за каждого своего сотрудника. Как это повлияет на местные финансы и бизнес-климат?
Особый вопрос – пенсии. В Крыму – несколько сот тысяч пожилых людей. Украина платила им небольшие по российским меркам пенсии – примерно в два раза меньшие. Но, чтобы перейти на наш стандарт, необходимо завести на всех пенсионеров и работающих людей персонифицированные счета. Причем было бы желательно вписать туда историю платежей, чтобы корректно формировать пенсионный капитал тем, кто еще работает, и тем, кто уже на заслуженном отдыхе. Это колоссальная работа, которая чревата многочисленными ошибками. А ведь пенсионеры должны получать свои деньги бесперебойно, и их мало волнуют технические проблемы – они ждут от России радикального улучшения своего материального положения.
Кстати, как показывает наш опыт, любое повышение пенсий тут же вызывает рост цен в розничной торговле (особенно это заметно в малых городах и сельской местности), что в значительной степени обесценивает прибавку. В Крыму же увеличение пенсий примерно в два раза создаст мощнейший стимул для местной инфляции (особенно по товарам повседневного спроса), тем более что другая категория массового покупателя – приезжие отдыхающие – в этом сезоне будет намного меньше, чем в прошлые годы.
И, наконец, еще одна неординарная для российской социалки проблема: появление сотен тысяч неграждан, которые постоянно проживают в Крыму. Это те семьи, которые принципиально отказываются получать наши паспорта (их не так уж и мало) и, главное, те, кто просто не сможет это сделать в ближайшее время. Пропускная способность Федеральной миграционной службы, сотрудники которой, работают в авральном режиме, видимо, не позволит быстро сделать российскими гражданами всех желающих крымчан. Как люди из перечисленных выше двух категорий будут присоединены к нашей социалке, даже если не учитывать системные проблемы, перечисленные выше? На каком основании они будут получать российские пособия и пенсии, пользоваться отечественным здравоохранением и школьным образованием?
У меня сложилось стойкое впечатление, что все эти будничные вопросы заранее никто не продумывал. А ведь большинство крымчан ждут от России не только воссоединения с исторической Родиной, но и комфортной жизни, которую им не смогла обеспечить Украина. Это очень серьезный вызов, особенно в условиях российской экономической стагнации.
Подпишитесь на канал Русфонда в Telegram — первыми узнавайте новости о тех, кому вы уже помогли, и о тех, кто нуждается в вашей помощи.