«Коммерсантъ» №237 [3321] 16.12.2005
КАК «КОММЕРСАНТЪ» НЕ СТАЛ СЛАВОЙ НАЦИИ
Лев АМБИНДЕР,
руководитель Российского фонда помощи
Катя Бермант, директор фонда «Детские сердца», звонит мне и предлагает немедленно начать в прессе поднимать престиж благотворительности в России. Катя явно под впечатлением речи Владимира Путина 4 ноября на торжественном приеме в Кремле в честь нового праздника. Катя была там и слышала, как президент сказал: «Рассчитываю, что СМИ будут уделять больше внимания людям, которые ведут благотворительную деятельность, жертвуя свое время и труд на благо общества». В канун этой речи президента пять крупнейших некоммерческих организаций предложили объявить 2006 год в России годом благотворительности, и об этом рассказали все федеральные телеканалы. Так что Катя знает, о чем просит.
Инициаторами объявления 2006 года годом благотворительности в России выступило некоммерческое партнерство крупнейших грантодающих организаций «Форум доноров», Российское представительство британского благотворительного фонда Charities Aid Foundation («CAF Россия»), Всемирный фонд защиты дикой природы, Российское отделение международной ассоциации бизнес-коммуникаций и Ассоциация компаний консультантов в области связей с общественностью. Инициаторы предполагают создание в стране новых условий для повышения эффективности благотворительности и изменение отношения к ней российского общества.
Катя Бермант - девушка упорная, она умеет добиваться своего. Катя создала свой фонд буквально на ровном месте, без всякой поддержки извне и вот уже собрала 6 млн руб. на кардиооперации для детей. Я солидарен с Катей, престиж надо поднимать. Для начала, правда, хорошо бы разобраться, чей именно и как поднимать. И вот беседую об этом с исполнительным секретарем «Форума доноров» Натальей Каминарской - правда, поглядывая на часы. Накануне благотворительное общественное движение «Добрые люди мира» поздравило главного редактора «Коммерсанта» с награждением газеты орденом «Слава нации» и пригласило на церемонию награждения. Генеральный секретарь «Добрых людей мира» господин Масалов в приглашении изложил заслуги газеты «в возрождении славных традиций российской благотворительности» и выразил «надежду на дальнейшее плодотворное сотрудничество». Главный редактор передал бумаги мне, я ничего не знаю о «добрых» и ордене «Слава нации», но хочется разобраться. И я поглядываю на часы.
Так вот, если мы говорим о проблеме престижа благотворителей-жертвователей, то большинство из них предпочитают не распространяться об этой стороне своей жизни. Я сужу по нашим читателям, которые помогают героям страниц Российского фонда помощи выбраться из беды. Только в прошлом году читатели собрали больше $2 млн, в этом ожидаем не меньше, но редко кто из этих людей сообщает нам свою фамилию для печати.
Стало быть, речь идет о подъеме престижа благотворительных организаций, сервисных по существу структур, которые профессионально обслуживают чужие пожертвования? Не только о них, спорит со мной Наталья Каминарская. Вот ее логика и факты. Надо поднимать престиж благотворительности как таковой, как действий частных лиц и компаний-филантропов. Потому что сейчас, по данным «Форума доноров», 52% жителей России ничего не знают о благотворительности. И это в то время, когда совокупный объем благотворительных поступлений только в прошлом году составил около $1,5 млрд. Для сравнения: в госбюджете тогда на социальную помощь выделялось $22 млрд, а на молодежную политику - $1 млрд. По оценкам «CAF Россия», наши компании в год тратят до 11% чистой прибыли на филантропию и социальные программы, причем каждая вторая крупная компания имеет благотворительный бюджет.
Поэтому, резонно считает Наталья Каминарская, надо больше рассказывать народу и властям о значении благотворительности для общества. Власть, в свою очередь, должна приступить к совершенствованию законов о благотворительности. Сейчас важно создать юридические возможности для образования благотворительных капиталов. В стране уже десятки крупных грантодающих фондов, но ни один из них не имеет собственного капитала и напрямую зависит от успеха или неуспеха финансового года своего учредителя. Нужны налоговые льготы для благотворительных капиталов и, разумеется, правила игры, которые бы сделали фонды с капиталом совершенно прозрачными.
Тут я вижу, что опаздываю, мы прощаемся, я еду в культурный центр Главного управления по обслуживанию дипломатического корпуса при МИД РФ, где состоится вручение ордена «Слава нации», и там выясняю, что спешил зря. «Ваше награждение не состоится,- сказал мне начальник департамента по связям с общественностью международного фонда «Меценаты столетия» Сергей Слесарев.- Потому что "Коммерсантъ" не заполнил анкету». Действительно, к приглашению была приложена анкета «меценатов». Я не придал ей значения, потому что, во-первых, причем здесь «меценаты», если это «добрые» наградили газету, а во-вторых, в анкете не было ровным счетом ничего такого, чего о нас не знал бы генеральный секретарь «добрых». Кроме разве что ответа на вопрос: «Какими благотворительными акциями может быть оказана помощь "меценатам"?» Я еще подумал, зачем им наша помощь, если они сами меценаты?!
Я позвонил Наталье Каминарской. Она тоже ничего не слышала о «меценатах» и «добрых»: «Но явление известное, черный пиар, так называемые ордена за плату. С этим надо бороться всеми средствами».
Такой вот казус в преддверии года благотворительности.
КАК «КОММЕРСАНТЪ» НЕ СТАЛ СЛАВОЙ НАЦИИ
Лев АМБИНДЕР,
руководитель Российского фонда помощи
Катя Бермант, директор фонда «Детские сердца», звонит мне и предлагает немедленно начать в прессе поднимать престиж благотворительности в России. Катя явно под впечатлением речи Владимира Путина 4 ноября на торжественном приеме в Кремле в честь нового праздника. Катя была там и слышала, как президент сказал: «Рассчитываю, что СМИ будут уделять больше внимания людям, которые ведут благотворительную деятельность, жертвуя свое время и труд на благо общества». В канун этой речи президента пять крупнейших некоммерческих организаций предложили объявить 2006 год в России годом благотворительности, и об этом рассказали все федеральные телеканалы. Так что Катя знает, о чем просит.
Инициаторами объявления 2006 года годом благотворительности в России выступило некоммерческое партнерство крупнейших грантодающих организаций «Форум доноров», Российское представительство британского благотворительного фонда Charities Aid Foundation («CAF Россия»), Всемирный фонд защиты дикой природы, Российское отделение международной ассоциации бизнес-коммуникаций и Ассоциация компаний консультантов в области связей с общественностью. Инициаторы предполагают создание в стране новых условий для повышения эффективности благотворительности и изменение отношения к ней российского общества.
Катя Бермант - девушка упорная, она умеет добиваться своего. Катя создала свой фонд буквально на ровном месте, без всякой поддержки извне и вот уже собрала 6 млн руб. на кардиооперации для детей. Я солидарен с Катей, престиж надо поднимать. Для начала, правда, хорошо бы разобраться, чей именно и как поднимать. И вот беседую об этом с исполнительным секретарем «Форума доноров» Натальей Каминарской - правда, поглядывая на часы. Накануне благотворительное общественное движение «Добрые люди мира» поздравило главного редактора «Коммерсанта» с награждением газеты орденом «Слава нации» и пригласило на церемонию награждения. Генеральный секретарь «Добрых людей мира» господин Масалов в приглашении изложил заслуги газеты «в возрождении славных традиций российской благотворительности» и выразил «надежду на дальнейшее плодотворное сотрудничество». Главный редактор передал бумаги мне, я ничего не знаю о «добрых» и ордене «Слава нации», но хочется разобраться. И я поглядываю на часы.
Так вот, если мы говорим о проблеме престижа благотворителей-жертвователей, то большинство из них предпочитают не распространяться об этой стороне своей жизни. Я сужу по нашим читателям, которые помогают героям страниц Российского фонда помощи выбраться из беды. Только в прошлом году читатели собрали больше $2 млн, в этом ожидаем не меньше, но редко кто из этих людей сообщает нам свою фамилию для печати.
Стало быть, речь идет о подъеме престижа благотворительных организаций, сервисных по существу структур, которые профессионально обслуживают чужие пожертвования? Не только о них, спорит со мной Наталья Каминарская. Вот ее логика и факты. Надо поднимать престиж благотворительности как таковой, как действий частных лиц и компаний-филантропов. Потому что сейчас, по данным «Форума доноров», 52% жителей России ничего не знают о благотворительности. И это в то время, когда совокупный объем благотворительных поступлений только в прошлом году составил около $1,5 млрд. Для сравнения: в госбюджете тогда на социальную помощь выделялось $22 млрд, а на молодежную политику - $1 млрд. По оценкам «CAF Россия», наши компании в год тратят до 11% чистой прибыли на филантропию и социальные программы, причем каждая вторая крупная компания имеет благотворительный бюджет.
Поэтому, резонно считает Наталья Каминарская, надо больше рассказывать народу и властям о значении благотворительности для общества. Власть, в свою очередь, должна приступить к совершенствованию законов о благотворительности. Сейчас важно создать юридические возможности для образования благотворительных капиталов. В стране уже десятки крупных грантодающих фондов, но ни один из них не имеет собственного капитала и напрямую зависит от успеха или неуспеха финансового года своего учредителя. Нужны налоговые льготы для благотворительных капиталов и, разумеется, правила игры, которые бы сделали фонды с капиталом совершенно прозрачными.
Тут я вижу, что опаздываю, мы прощаемся, я еду в культурный центр Главного управления по обслуживанию дипломатического корпуса при МИД РФ, где состоится вручение ордена «Слава нации», и там выясняю, что спешил зря. «Ваше награждение не состоится,- сказал мне начальник департамента по связям с общественностью международного фонда «Меценаты столетия» Сергей Слесарев.- Потому что "Коммерсантъ" не заполнил анкету». Действительно, к приглашению была приложена анкета «меценатов». Я не придал ей значения, потому что, во-первых, причем здесь «меценаты», если это «добрые» наградили газету, а во-вторых, в анкете не было ровным счетом ничего такого, чего о нас не знал бы генеральный секретарь «добрых». Кроме разве что ответа на вопрос: «Какими благотворительными акциями может быть оказана помощь "меценатам"?» Я еще подумал, зачем им наша помощь, если они сами меценаты?!
Я позвонил Наталье Каминарской. Она тоже ничего не слышала о «меценатах» и «добрых»: «Но явление известное, черный пиар, так называемые ордена за плату. С этим надо бороться всеми средствами».
Такой вот казус в преддверии года благотворительности.