«А ногу не отпилят?» – что люди знают о донорстве костного мозга
4 февраля во всем мире отмечается День борьбы с раковыми заболеваниями
Материал опубликован на сайте АСИ 4 февраля 2022 года
Во всех российских донорских базах (регистрах) совокупно насчитывается около 175 тыс. потенциальных доноров. Этого количества добровольцев, конечно, недостаточно для того, чтобы закрыть потребность в трансплантациях. Нужно как минимум в пять раз больше, а лучше в десять, так как совпадения генотипов очень редки – 1 на 10 тыс.
Мозг, которого все боятся
Костному мозгу в русском языке не повезло – его зачем-то назвали мозгом и поэтому у него большие проблемы с пиаром, считает директор направления рекрутинга потенциальных доноров костного мозга Национального РДКМ Евгения Лобачева.«Если вы спросите десять людей на улице, что такое костный мозг, – девять из них ответят, что это прозрачная жидкость в позвоночнике. Путают костный мозг со спинным и думают, что донорство костного мозга – это значит им отпилят ногу или вставят огромную иглу в позвоночник. Когда начинаешь объяснять, все очень удивляются – оказывается, быть донором костного мозга все равно что сдать кровь».
По данным исследования ВЦИОМ, за последние два года количество россиян, осведомленных о донорстве костного мозга, выросло на 14% и сейчас составляет 53%.
Евгения Лобачева признается: когда она и ее коллеги только начали заниматься информированием об этой проблеме – в 20142015 годах, – люди буквально падали в обморок от словосочетания «донорство костного мозга». Зато теперь каждое утро они находят на рабочей почте не менее десятка писем – руководители компаний зовут их к себе на предприятия, просят прочитать сотрудникам лекции, спрашивают, как стать донорами.
Основные инструменты поиска и привлечения новых доноров – рассылки по организациям и вузам, чтение просветительских лекций, организация мероприятий.
«Когда мы делаем рассылку по новым адресатам, то не пишем сразу в лоб про донорство. Заходим с той стороны, что у каждого в мире есть свой генетический близнец – это сразу интригует. А еще пишем, что в каждом из нас есть лекарство от рака – становится еще любопытней. Далее, разумеется, рассказываем о донорстве», – говорит Евгения.
По ее словам, многих сильно цепляет тема малых народов, вопроса сохранения нации – ведь подбор донора идет по генетической совместимости, а набор генов, который отвечает за тканевую совместимость, может быть схожим только у людей одной этнической группы. «То есть русский армянину или якут татарину, к сожалению, не поможет».
Где ищут новых доноров
«Аудитория мечты» при поиске новых доноров – это, разумеется, молодежь: молодые, здоровые, и к тому же у них есть возможность дольше всего оставаться в регистре. Также, по словам Евгении Лобачевой, рекрутеры делают ставку на мужские коллективы – пожарные, спасатели, околосиловые структуры. 70% доноров составляют женщины, хотя по медицинским показателям мужчины предпочтительней – ведь женщина в нужный момент может оказаться беременной или кормящей.Сейчас в базе Национального РДКМ 60 тыс. доноров – это первая по численности и первая по качеству проведенных исследований добровольцев российская донорская база. Самым урожайным по количеству привлеченных новых доноров стал 2019 год – удалось привлечь около 21 тыс. человек. Но в 2020 году случился ковид, и рекрутеры еле-еле набрали 11 тыс.
«В середине 2020 года мы начали искать партнеров, которые помогли бы нам осуществлять безопасный рекрутинг новых людей, не устраивая массовых акций, – вспоминает Евгения Лобачева. – Ни на что особо не рассчитывая, мы обратились к Почте России, а они вдруг сразу и с радостью согласились. С их помощью мы добрались до тех, кто живет в самых отдаленных селениях где-нибудь на Чукотке».
Таким образом с июля 2021 года потенциальные доноры костного мозга могут получить в отделениях Почты России конверт с инструкцией о вступлении в регистр и все необходимое, чтобы взять у самого себя генетический материал. Нужно просто взять мазок с внутренней стороны щеки и отправить его в регистр по почте. Это полностью бесплатно: все расходы по пересылке и типированию биообразцов берут на себя Почта России и Национальный РДКМ.
В этом году рекрутеры РДКМ планируют начать вплотную работать с лидерами мнений и звездами – спортсменами, блогерами. «Должна признать, что пока мы не умеем этого делать, но точно хотим научиться, потому что за ними стоят большие аудитории, – заявляет Евгения Лобачева. – В той же Германии регистр доноров костного мозга рекламируют футболисты национальной сборной – их портреты с призывами вступить в ряды доноров висят на всех баннерах местных автобанов. Мы тоже так хотим».
Подпишитесь на канал Русфонда в Telegram — первыми узнавайте новости о тех, кому вы уже помогли, и о тех, кто нуждается в вашей помощи.