Яндекс.Метрика

Признаки доступности

Как в Нижегородской области развивается инклюзивное образование

Фото: Дмитрий Лебедев, «Ъ»
Коррекционные педагоги в Нижегородской области, говоря, что социализация детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в целом проходит достаточно успешно, тем не менее подчеркивают, что зачастую этот процесс затрудняют некоторые особенности самой программы образования, – бюрократия и формализм преобладают над творческим подходом.

Развитие инклюзии

В Нижегородском регионе особенно в последние годы сопровождение людей с ОВЗ и, в частности, образование детей с ментальными нарушениями стали предметом особого внимания.

В октябре 2019 года правительство области приняло Концепцию комплексного сопровождения людей с расстройствами аутистического спектра (РАС) и другими ментальными нарушениями в Нижегородской области на 2020–2022 годы. Были внесены изменения в областное законодательство, создан Ресурсный центр для детей с РАС и другими ментальными нарушениями. Также появился Ресурсный центр по организации сопровождения детей с РАС и Центр ментального здоровья.

Сегодня в области действуют 22 коррекционные школы, но самое главное – в регионе начало развиваться инклюзивное образование. К 2020 году специальные классы для особенных первоклассников открылись в девяти общеобразовательных школах региона. При этом, в частности, для детей с РАС были созданы классы двух видов. Во-первых, так называемый автономный класс – это когда ребята учатся в обычной школе, но отдельной группой и по своей учебной программе. Есть и более открытые – ресурсные классы, когда в обычном классе учатся один или два ребенка с РАС. При этом их сопровождает специальный помощник – тьютор.

Автономные классы

Родители положительно приняли нововведения. Среди плюсов – специальные классы, как правило, можно найти или даже самостоятельно организовать значительно ближе к дому, чем расположены коррекционные школы. А отдавать ребенка в школу-интернат хотят не все семьи. Среди минусов – недостаток квалифицированных педагогов. В результате повышение квалификации специалистов приходится оплачивать самим родителям.

Так, нижегородка Алиса Бадьянова, сын которой посещает автономный класс в школе № 54, рассказала, что шесть семей, в которых есть дети с РАС, были вынуждены организовать коррекционный автономный класс самостоятельно.

– Нам было далеко добираться до коррекционной школы, поэтому обратились в ближайшую школу по прописке. Спросили, можно ли организовать там автономный класс. Директор идею поддержала, – рассказывает Алиса.

Она считает, что полученные результаты оправдали все приложенные усилия: несмотря на то, что у детей с ОВЗ свои адаптированные образовательные программы, ребята в то же время участвуют в школьной жизни с общими линейками, переменами и праздниками. Именно здесь открываются возможности для социализации особенных детей.

Действительно, по мнению Льва Семеновича Выготского, недостаточная готовность детей с ОВЗ к успешной интеграции в общество связана не с их биологическим неблагополучием, а с «социальным вывихом», который нарушает связь ребенка с социумом и культурой как источниками развития. Исправление «вывиха» осуществимо, но при выполнении главного условия – участия в жизни группы здоровых сверстников, что возможно лишь в обычных детсадах и школах, которые могут обеспечить им социальную реабилитацию, адаптацию и личностное развитие. К слову, находиться рядом с особенными детьми полезно и детям здоровым. Они учатся понимать своих необычных сверстников, становятся терпеливее и добрее.

Получил профессию, несмотря на ОВЗ

Тем не менее большая часть особенных ребят по-прежнему занимается в коррекционных школах. Хотя возможности для социализации существуют и здесь. Более того, некоторые выпускники коррекционных школ оказались успешно включены в обычную жизнь социума.

Теперь уже бывший педагог одной из нижегородских коррекционных школ Ольга Т. привела пример такой успешной социализации.

– У нас был мальчик, который испытывал трудности с усвоением материала и отличался особенностями поведения, – рассказывает педагог. – Он очень старался преодолеть свои особенности. В результате после окончания нашей школы он сумел поступить в Нижегородский авиационный технический колледж – проще говоря, техникум. Молодому человеку удалось колледж окончить и найти работу на Нижегородском авиазаводе «Сокол». Подопечный наш женился на обычной девушке, и у него есть дети – здоровые, без особенностей. Я за него очень рада, и мы периодически общаемся.

Ольга признается, что многое зависит от самого человека, его возможностей, желания и усердия.

Специалисты отмечают, что, как правило, уровень навыков людей с ОВЗ превосходит уровень их знаний. Однако это не означает, что их нужно списывать со счетов: общество многогранно – и каждый может найти в нем свое место.

Доктор педагогических наук Владимир Цыренов считает, что в любом случае прилагать усилия к социализации людей с ОВЗ необходимо, поскольку иначе само общество не может считаться гуманным, а государство – демократичным.

– В настоящее время в рамках модернизации системы российского образования, усиления гуманизации социокультурных отношений, повышения внимания к индивидуальному развитию личности многие ученые приходят к пониманию необходимости институционализации (процесс превращения каких-либо отношений в институты, то есть в форму организации отношений с установленными правилами, нормами, и их саморегуляция. – Русфонд) интегрированных моделей образования как наиболее соответствующих принципам демократичного государства, – говорит Владимир Цыренов.

Творческий подход и импровизация

В то же время Ольга Т. и ее коллега, действующий педагог Анна Х. отмечают: будни учителя в современной образовательной системе – это по большей части исполнение формальных методических рекомендаций: бесконечное планирование, постоянная отчетность и заполнение бумаг, в то время как наиболее плодотворны творческий подход и зачастую импровизация.

– Я водила своих учеников в бассейн и в зоопарк. Разумеется, за безопасностью я и приглашенные родители тщательно следили, – рассказывает Ольга. – Один из моих приятелей содержит автосервис, и мы побывали с ребятами там. Мальчики с увлечением слушали и наблюдали, как разбирают на части и вновь собирают автомобили, а демонстрация элементарных навыков вождения заворожила всех. Видели бы вы, как у ребят загорелись глаза! Животные, посетители в зоопарке, шум моторов в автосервисе и веселый гам в бассейне – это все очень вдохновило ребят. Мне кажется, что именно такие моменты, а не скучная работа в кабинете приближают особенных детей к нормальной жизни.

Трудно сказать, что современная образовательная система совершенна, – разумеется, это не так. Возможно, она сама нуждается в коррекции. Хочется верить, что первые шаги к этому уже делаются.

Оплатить
картой
Cloudpayments
Регулярный
платеж
Оплатить
c PayPal
QR и другое
Для пожертвования с карты зарубежного банка воспользуйтесь, пожалуйста, сервисами PayPal, Stripe или формой на сайте фонда-партнера в Казахстане rusfond.kz
Только благодаря вашей помощи мы помогаем лечить детей. Фонду нужны и средства для развития — чтобы расширять спектр диагнозов, с которыми работаем, поддерживать новые методы лечения, распространять медицинские знания. Любое ваше пожертвование поможет нам лучше, полнее, быстрее выполнять наши задачи.

Информация о произведенном пожертвовании поступает в Русфонд в течение четырех банковских дней.

Для пожертвования с карты зарубежного банка воспользуйтесь, пожалуйста, сервисами PayPal, Stripe или формой на сайте фонда-партнера в Казахстане rusfond.kz
Только благодаря вашей помощи мы помогаем лечить детей. Фонду нужны и средства для развития — чтобы расширять спектр диагнозов, с которыми работаем, поддерживать новые методы лечения, распространять медицинские знания. Любое ваше пожертвование поможет нам лучше, полнее, быстрее выполнять наши задачи.

Информация о произведенном пожертвовании поступает в Русфонд в течение четырех банковских дней.

Отписаться от регулярного пожертвования можно здесь

Для пожертвования с карты зарубежного банка воспользуйтесь, пожалуйста, сервисами PayPal, Stripe или формой на сайте фонда-партнера в Казахстане rusfond.kz

Информация о произведенном пожертвовании поступает в Русфонд в течение четырех банковских дней.

Для пожертвования с карты зарубежного банка воспользуйтесь, пожалуйста, сервисами PayPal, Stripe или формой на сайте фонда-партнера в Казахстане rusfond.kz
Только благодаря вашей помощи мы помогаем лечить детей. Фонду нужны и средства для развития — чтобы расширять спектр диагнозов, с которыми работаем, поддерживать новые методы лечения, распространять медицинские знания. Любое ваше пожертвование поможет нам лучше, полнее, быстрее выполнять наши задачи.

Информация о произведенном пожертвовании поступает в Русфонд в течение четырех банковских дней.

Введите сумму пожертвования в форме выше. После этого введите номер телефона в открывшемся окне виджета оплаты. На ваш телефон будет отправлено СМС-сообщение с просьбой подтвердить платеж. Cпасибо!

Отправить пожертвование можно со счета мобильного телефона оператора — «Мегафон», «Билайн» или МТС.

Дорогие друзья, абоненты Tele2!
Будьте внимательны!

От имени Русфонда (и без нашего на то согласия!) оператор поднял минимум пожертвований с привычного 1 руб. до 75 руб. а комиссию – 8% плюс 10 руб., которую оплачиваете вы при совершении платежа в пользу оператора.
Предлагаем вам альтернативу: жертвуйте по cистеме быстрых платежей (СБП). Комиссия – 0,4%, платит Русфонд. Или с помощью QR-кода. Подробнее здесь.

Информация о произведенном пожертвовании поступает в Русфонд в течении четырех банковских дней.

Скачайте мобильное приложение Русфонда:

App Store

Google Play

Скачайте из RuStore

Другие способы

Банковский перевод Альфа•банк Vk Pay Stripe