Десятина на добрые дела
Новосибирская предпринимательница Ирина Касьянова больше пяти лет поддерживает детей Русфонда
Время отдавать
Ирина Касьянова с внучками– Ирина Леонтьевна, принадлежащие вам компании перечисляют пожертвования на новосибирских детей ежемесячно. Это ваша идея и инициатива?
– Да, моя. 30 лет назад я основала компании «Басон» и «СибАртПак», которые прежде всего служат людям. Можно сказать, что мы занимаемся производством текстиля и упаковкой. А можно, что мы делаем доброе дело, даем людям возможность мечтать, когда преображаем шторами и скатертями их дом, делаем его уютным местом. В последнее время мы часто шьем «одежду сцены» – занавесы для театров, сцен школьных актовых залов и домов культуры, в том числе в небольших поселках. Приезжают артисты, дают концерты, и люди, которые видят эту красоту, сами меняются: не в галошах приходят, а в туфельках, начинают себя и свой дом уважать. Такое у меня самоощущение и позиция в бизнесе. Я уверена, что с желанием помогать никто не рождается. Это приобретенное состояние души. Человек добивается результатов в жизни, причем не только финансовых, и постепенно дозревает до идеи: «Если тебе хорошо, нужно, чтобы хорошо было и другим». Он уже готов делиться. В определенном возрасте у многих, у кого-то раньше, у кого-то позже, это желание помогать возникает. Но должны быть уверенность в себе и в завтрашнем дне, доверие к миру. Я тоже пришла к благотворительности не сразу и считаю, что достаточно поздно, в 1999 году. У меня этот шаг связан с финансовой стабильностью бизнеса в том числе. Я почувствовала, что пришло мое время отдавать.
– Опросы общественного мнения говорят, что россияне, откликаясь на чужую беду, делают это чаще всего под влиянием эмоций, разово и не задумываясь. В вашем случае подход другой: небольшие, но системные пожертвования практически для каждого ребенка, которого берет на сбор бюро Русфонда в Новосибирской области. Откуда такая рациональность?
– Я экономист, училась планированию, люблю системный подход, в благотворительности в том числе. Статью расходов на помощь я планирую в начале года. Намереваюсь увеличивать ее ежегодно минимум на 10%. Все дорожает – лекарства, операции, – а больных детей, увы, меньше не становится.
Есть еще хорошее неписаное правило: десятую часть своего дохода отдавать на добрые дела. Я верю, что добро возвращается сторицей во всех сферах жизни.
– Почему среди множества благотворительных организаций вы выбрали Русфонд?
– Это фонд, который правильно и грамотно организовал процесс помощи людям: точечно, пофамильно, с результатами. Есть обратная связь, отчеты о каждом ребенке. Все предельно четко, лаконично и прозрачно – как предприниматель, я это понимаю и ценю.
– Кому еще вы помогаете?
– Я профессиональная спортсменка, лыжница, я за здоровый образ жизни. Много времени уделяю соревнованиям, которые проходят в Новосибирске, люблю победителей, мне нравится их награждать. Большой спорт начинается с малого, если есть массовый спорт, то есть и успехи страны в спорте высоких достижений. Также я перечисляю деньги на нужды беженцев. У всех людей масса проблем, только мы с вами живем на своей земле, у нас есть друзья, а беженцам приходится начинать заново. Понятно, что весь мир собой не закроешь. Но важно, чтобы человек в беде чувствовал, что он не один.
Для другого как для себя
Ирина Касьянова занимается благотворительностью с 1999 года– Благотворительность заявлена как одна из корпоративных ценностей в ваших коллективах. Как это проявляется?
– Это во многом педагогический вопрос. Наши сотрудники, от швеи до топ-менеджера, должны гордиться компанией, в которой работают. Это ценность моя личная и моей компании – сделать для другого так, как ты хочешь сделать для себя. Люди должны понимать: мы не только зарабатываем, мы умеем делиться и делаем это с удовольствием. Количество тяжелобольных детей не уменьшается. У родителей часто нет ни сил, ни средств на лечение ребенка. И если рядом есть другой человек или целая компания, которая регулярно помогает, это великое дело. Знаете, мы однажды решили посчитать, скольким ребятишкам помогли. И когда осознали, мурашки поползли по коже: нашу помощь получили больше 100 детей. И они все такие славные, это трогает сердце. У нас есть корпоративная онлайн-газета, которую читают все сотрудники. В ней обязательно публикуется информация, кому в этом месяце мы помогли. Мы даем короткую историю ребенка и ссылку на сайт Русфонда, потому что часто наши работники помогают не только от лица компании, но и от себя лично.
– Правда ли, что одна из новогодних традиций вашей компании – делать и дарить календари с фотографиями детей, для которых Русфонд открыл сбор и в чьих судьбах вы приняли участие?
– Да, перед Новым годом мы подводим итоги не только нашей профессиональной деятельности, но и благотворительной. За год наши компании делают вклад в лечение примерно 20 детей. Когда это происходит каждый месяц, объем не осознаешь. А когда листаешь календарь, на каждой страничке которого есть фото реального ребенка, масштаб становится очевиден. Это уже миссия. И она должна быть заразительной! Такой календарь получает каждый сотрудник, а также наши друзья и партнеры. Так мы заявляем о социальной ответственности нашего бизнеса.
– А были ли в жизни моменты, когда помощь нужна была вам? И приходила ли она?
– Честно сказать, мне всегда просить было очень тяжело. Чаще всего я работаю как кризисный менеджер, сама решаю чужие проблемы, никто с позитивом ко мне не идет. Редко кто вообще видит и замечает, что и руководителю, сильной женщине, маме или жене тоже иногда нужно помочь. Поэтому я очень ценю дружескую поддержку в трудные минуты, принятие меня такой, какая я есть. Безо всякой критики, менторского тона – только доброе слово и тепло, больше ничего не нужно.
– Одна из наших задач как организации некоммерческого сектора – повышение культуры благотворительности в стране. Но отношение к благотворительным фондам не всегда положительное. Как думаете, почему?
– Я много общаюсь с людьми и знаю, что да, есть недоверие. Предприниматель говорит: «Я перечислил деньги, но не знаю, что происходит дальше с проектом». Коллегам по бизнесу я бы дала такие советы: во-первых, работать с проверенными фондами и организациями. Во-вторых, учиться доверять. Если ты готов отдать, то отдай безусловно и не относись к фонду как к бизнесу. В-третьих, не ждать быстрого эффективного результата. Он не всегда возможен. Не каждый ребенок после лечения полностью восстановится, встанет и побежит, но качество жизни – его и его родителей – может стать лучше.
Новосибирская предпринимательница с семьей
– Как можно увеличить количество компаний и людей, вовлеченных в благотворительность?
– Знаете, у нас сейчас много молодых людей, миллионеров и миллиардеров, а зрелость в них я вижу редко. Только зрелые люди создают фонды, платят стипендии лучшим студентам, поддерживают талантливых детей. Обычно такие стремления возникают после 4050 лет. А у молодежи этого практически нет. Думаю, это связано еще и с традициями. В дореволюционной России было развито меценатство, и оно шло из семьи. Дети рано понимали и осознавали ценность благотворительности. А у нас этому не учат, в школе и семье о помощи другим не всегда говорят. Мне кажется, нужно уделять этой теме больше внимания. Опять же, среднего класса становится меньше, деление на богатых и бедных все более ощутимо. А как человеку небогатому еще и благотворительностью заниматься? Хотя часто оказывается: чем люди проще, тем они добрее и щедрее. Недаром у нас по 100 руб. собирают миллионы на дорогие операции. Вот такой парадокс.
– А в вашей семье передается традиция помогать? Что вы говорите своим подрастающим внучкам?
– Безусловно. Мы учим не словами, а поступками. Внучки наблюдают и впитывают, как бабушка относится к жизни, дому, семье. А я для них авторитет. Уверена, они будут делать так же. Поэтому я с девочками много говорю, всегда беру их с собой на мероприятия, чтобы они своими глазами видели, какая среда обитания вокруг меня, какие друзья настоящие, какие поступки правильные. Понятийный ряд выстраивается постепенно, с возрастом они будут набираться опыта, и эти знания останутся с ними навсегда.
– Как вы формулируете свою миссию? Человеческую, предпринимательскую?
– Быть нужной людям, создавать то, что помогает им жить. Это важнее всего.
Фото из личного архива
Своей ценностью Ирина Касьянова считает принцип «сделать для другого так, как ты хочешь сделать для себя»