Колонка психолога
Привычка к насилию
Почему одни люди травят других и как с этим бороться
Дочка подбегает ко мне со словами: «Папа, я больше не могу, они все время обзываются!» Речь о двух ребятах во дворе, которые прицепились к ней и не дают прохода. Выхожу на улицу, Анютка продолжает жаловаться, и тут кто-то из мам предлагает обозвать этих мальчиков в ответ. На мои возражения мама неодобрительно заявляет: «А так она никогда не научится защищать себя, всегда будет бегать за помощью!» В этой бытовой зарисовке мы видим все компоненты, необходимые для возникновения травли.
Травля – это агрессивное преследование одного человека группой людей. Это явление уже вышло за пределы учебных учреждений и рабочих коллективов, где люди знают друг друга. Появилась травля в интернете, когда сотни незнакомых людей могут агрессивно преследовать выбранную жертву. В 2012 году произошла самая первая и известная из подобных историй: канадская школьница Аманда Тодд покончила жизнь самоубийством, не выдержав нападок сетевых хейтеров.
К сожалению, искоренить травлю совсем вряд ли возможно: слишком уж это в природе человека – агрессивно нападать на чужаков или случайно выбранную жертву. Другое дело, что ситуация в обществе может или способствовать распространению травли и усугублять положение жертв, или же снижать количество случаев преследования. В нашей стране, увы, положение дел с травлей оптимизма не вызывает.
В российском обществе, психологически травмированном XX веком (русско-японская война, революция 1905 года, Первая мировая, революция 1917 года и гражданская война, массовый голод, государственный террор, Вторая мировая, распад страны), укоренилась культура адаптации к насилию. Насилия было так много, призывы к расправам над неугодными так часто звучали по радио, в газетах и по телевидению (помните это «расстрелять, как бешеных собак!» или травлю Пастернака), что люди стали психологически адаптироваться к ненависти. Можно выделить несколько правил, которые укоренились в обществе и способствуют тому, чтобы насилие в целом и травля в частности не встречали серьезного противодействия.
Правило №1. «Не выноси сор из избы». Что бы ни происходило в семье, классе, школе, коллективе, нельзя бежать за помощью на сторону, потому что это опозорит весь коллектив и может негативно сказаться на «хороших людях» в нем. Все проблемы нужно решать внутри. Обращение за помощью к чужим часто воспринимается как «стукачество». Поэтому одна из самых распространенных реакций наших начальников – попытка скрыть любую негативную информацию о происшествиях и конфликтах. Отчасти стремление все скрыть основано на идее, что «в хороших коллективах или у хороших начальников никогда не может происходить чего-то плохого». Однако в больших группах никто не может контролировать все отношения, и поэтому о качестве управления говорит то, как коллектив, организация или начальство реагирует на происшествие и какие выводы из него делает. Стремление скрыть факты травли – это попытка сделать вид, что ничего не происходит, а значит, никаких выводов сделано не будет. Насилие любит молчание.
Правило №2. «Нет дыма без огня». Если кого-то травят, значит, жертва что-то такое сделала. Это известный способ психологической защиты от страха и беспомощности. Человеку трудно примириться с тем, что никто (в том числе и он сам) не застрахован от травли, и поэтому рождается идея, что травят не абы кого. И тогда начинают интересоваться биографией ребенка или взрослого, выискивая порочащие детали и фактически оправдывая травящих. Например, я слышал такую характеристику в адрес ребенка, которого травили в школе: «Он не умеет находить общий язык с ребятами, его надо показать психологу». Даже если это и так, травлю все равно нельзя оправдать чужими странностями и проблемами. Но так делают, и очень часто: ведь это так просто – списать все на недостатки личности.
Правило №3. «Насилие – приемлемый способ воспитания и контроля». Это классическое «меня били – и ничего, хорошим человеком вырос, выбили из меня всю дурь». Поразительно, когда родители просят педагогов «быть построже» с учениками, включая их собственных детей, или когда они же выступают в защиту учителей, бьющих детей на уроках или переменах. Бессилие и психологическая некомпетентность родителей и учителей ставит их перед выбором: или обращаться за помощью, признавая, что они с чем-то справиться не могут, или же прибегать к насилию. И часто выбор делается в пользу насилия, потому что обращение за помощью блокируется следующим правилом, пришедшим из уголовной среды.
Правило №4. «Не верь, не бойся, не проси». Просить о помощи – это слабость, а в хищном сообществе она воспринимается как сигнал к атаке. Слабость и бессилие приравнены к унижению. Ты со всем должен справиться сам, просить помощи – унижение. Нередко сами дети, которых травили, разделяют это правило. «Мама, не лезь, сам справлюсь», «надо мной будут смеяться, если я кому-то пожалуюсь». Стыд может парализовать волю жертвы насилия.
Должно смениться не одно поколение, чтобы в сознании наших людей угнездились другие идеи. Обращаться за помощью в ситуации, когда не можешь совладать сам, – естественно и нужно. Насилие – маркер бессилия и неспособности решать проблемы, а не один из «способов» разобраться с ситуацией. Уязвимость – это не «недостаток» и не приглашение пнуть, а естественная черта человека, и самое естественное – это поддержать уязвимого, а не добить его.
Иллюстрация Родиона Китаева
Подпишитесь на канал Русфонда в Telegram — первыми узнавайте новости о тех, кому вы уже помогли, и о тех, кто нуждается в вашей помощи.