Колонка психолога
Съедает изнутри
Почему возникает эмоциональное выгорание и как бороться с этим синдромом
Хорошо помню момент, когда эмоциональное выгорание подступило ко мне во всей красе. Дело было в университете, где я работал доцентом кафедры психологии. Я только закончил учебно-методические материалы по очень важной дисциплине – этнической психологии, тут заходит в кабинет коллега и сообщает, что пришли новые нормы и… Правильно, нужно все переписывать заново. Я ощутил, как в груди зарождается ярость, которая перетекла в руки, – и вот уже свеженькие материалы разорваны на кусочки, а я пишу заявление об увольнении.
На самом деле я шел к этому давно. Чем дальше, тем больше в университете становилось бюрократии и все меньше – работы со студентами. Дошло до того, что студенты стали мне мешать заполнять бумажки: я злился за это на них, на университет, на министерство образования. Бессмысленность происходящего буквально съедала меня изнутри, выжигала все эмоции, кроме раздражения.
Именно бессмысленность – одно из трех важнейших условий, чтобы случилось эмоциональное выгорание. Сам этот термин означает эмоциональное истощение работника, сопровождающееся нарастающим безразличием к работе, цинизмом по отношению к коллегам и к клиентам/пациентам. Энергии человека хватает только на то, чтобы механически выполнять свои обязанности, на эмоциональную включенность уже сил не остается. Чаще всего с выгоранием сталкиваются люди, работающие в системе «человек-человек»: психологи, педагоги, врачи, социальные работники, сотрудники благотворительных фондов, юристы, менеджеры.
Второй фактор – уровень организационной культуры. Если к людям в организации относятся как к функциям, от которых много требуют, но ничего не дают взамен, то истощение наступает очень быстро. Пренебрежение отпуском, выходными днями или же малое их количество, невозможность расслабиться во время отдыха (вдруг начальство вызовет!) – все это признаки плохой организации труда.
Наконец, последний признак эмоционального выгорания – отсутствие позитивной обратной связи. В России очень любят критиковать и не любят хвалить. Это так глубоко сидит, что, когда один иностранный менеджер похвалил своих российских сотрудников за хорошую работу, они, помолчав, попросили: «А теперь расскажите нам правду». Сами сотрудники часто обесценивают реальную благодарность со стороны коллег или клиентов: «Зачем нас благодарить за то, что мы и так должны делать?» Как будто благодарности заслуживает только нечто из ряда вон выходящее, а не повседневная добросовестность, честность, трудолюбие.
Почему же сейчас так много говорят об этом синдроме? На то есть несколько причин. Во-первых, резко увеличились требования к качеству отношений между людьми в профессиональной сфере. Грубость, хамство, равнодушие – все это не приветствуется, а постоянно «держать лицо» тем, кто работает с людьми, сложно. Клиенты и пациенты далеко не всегда благодарны, могут иметь тяжелый характер, могут вовсе не давать обратной связи. Например, в благотворительных организациях часто довольно неблагодарная работа: сталкиваешься не только с желанием помощи, но с равнодушием и черствостью, с человеческим отчаянием и бессилием, с тем, что помощь не всегда бывает эффективной и не всегда приходит вовремя. И если нет возможности этот эмоциональный груз куда-нибудь «сплавлять», человеку остаются равнодушие или цинизм для защиты от внешнего мира.
Во-вторых, темп жизни и общая нагрузка на психику человека резко выросли. В свое время люди, разрабатывавшие компьютеры и другие технические устройства, думали, что они освободят человечество и у нас будет больше свободного времени. Компьютеры, принтеры и прочая техника действительно освободили много времени, но вместо отдыха оно заполнено новой работой. Интенсивность занятости сейчас существенно выше, чем лет 30 назад. Наша психика не успевает перестраиваться, большая нагрузка и скорости порождают тревогу, и если человек пренебрегает отдыхом, то стремительно приближается к эмоциональному выгоранию.
В-третьих, идеология успеха и эффективности как мерила ценности человека, которая господствует в современном обществе, приводит к непрерывному психологическому давлению, с которым многие не справляются. Вопрос «иметь или быть» решается в пользу «иметь», что подстегивает гонку за материальными благами и за удовольствиями в ущерб удовлетворению от самого процесса жизни.
Преодолеть или предотвратить выгорание помогают в первую очередь бережное отношение к себе (или к своим работникам), осознание границ своих возможностей и внимание к сигналам собственной психики. Немало людей ощущают, что устали, только тогда, когда тяжело заболели или просто истощились. А если истощение еще не наступило, им психологически очень сложно взять отпуск или нормально отдохнуть на выходных: постоянно возникает ощущение, что «отдых еще не заслужен». Но отдых и уважение к своему организму заслуживать не нужно: это то, что должно быть с нами всегда как условие хорошей профессиональной работы.
Иллюстрация Тимофея Яржомбека
Подпишитесь на канал Русфонда в Telegram — первыми узнавайте новости о тех, кому вы уже помогли, и о тех, кто нуждается в вашей помощи.