Катя Богунова и ее дети
Две минуты семнадцать секунд
Как Коля Богунов участвовал в городском конкурсе чтецов
Русфонд продолжает рассказывать о жизни семьи Богуновых, обычной российской семьи, состоящей из мамы Кати и четверых детей, один из которых – Коля – живет с ДЦП. Это история о том, как Коля участвовал в конкурсе чтецов «Разукрасим мир стихами», выиграл первое место в районном этапе, а в городском финале занял третье место.
Коля участвовал в конкурсе чтецов уже не первый раз. В прошлом году он занял призовое место и горячо полюбил петербургского поэта Ефима Ефимовского, не изменил ему и в этом году. То ли потому, что уже сроднился с интонацией автора, то ли потому, что ему близка тема, Коля выбрал стихотворение «Режим дня». Вот уж про режим дня и силу воли Коля знает больше других. Катя рассказывала, что сперва Коля не мог читать без смеха. В самом деле, это же весело – заставить взрослых плясать под твою дудку. Вся семья при деле: бабушка стелет постель, мама собирает портфель, папе нужно прийти вовремя и засесть за уроки. А на все отговорки взрослых, мол, «у меня работа», «а мне еще надо варить вермишель», уверенно заявить: «Силы воли у вас нету, товарищи взрослые».
Взял Витя в руки молоток
И к стенке под часами
С «Режимом дня» прибил листок
Железными гвоздями.
К семи ноль-ноль постель стелить –
Для бабушки задание,
А маме – собирать портфель
Согласно расписанию.
А папе – вовремя прийти
И за уроки сесть к шести.
Сказала бабушка:
– В связи
С подпунктом «Обтирание»
Сорвется выход в магазин.
Смените расписание.
– Я бы могла собрать портфель, –
Сказала мама Вите, –
Но кто вам сварит вермишель?
Ведь вы же есть хотите!
Добавил папа:
– Я готов
Приняться за уроки,
Но я на службе в пять часов.
Нельзя ли сдвинуть сроки?
Но Витя так сказал родным:
– «Режим» мне дали в школе,
А чтобы выполнить режим,
Нужна вам сила воли.
Ефим Ефимовский
Насмеявшись вволю, Коля взялся за дело и вызубрил 26 строчек. Все два месяца до школьного, первого, этапа конкурса Коля не терял азарта и декламировал стих по дороге на тренировки маме и братьям (у которых уже сводило скулы, но они терпели). Но так и не дождался своего выступления. Когда Катя пришла на родительское собрание в начале второй четверти, между делом выяснилось, что школьный конкурс чтецов уже прошел. Про Колю просто забыли. Хотя он порывался читать стихотворение на переменах и учителям, и одноклассникам. Катя с трудом сдержала возмущение, понимая, что это не основная тема собрания, но потом пошла к завучу и дала волю чувствам. Поскольку никто не смог объяснить, как это произошло, Колю пропустили сразу на районный этап. И не зря – ему присудили первое место и пригласили на городской, завершающий, этап, где участвовало 23 ребенка с первого по четвертый класс. Некоторые из них были здоровыми, а у некоторых, как у Коли, были особенности развития – слабое зрение, двигательные проблемы.
И вот мы с Катей и Колиными старшими братьями в зале библиотеки. Коля, казалось, совсем не волновался и слушал своих конкурентов, бурно аплодируя и смеясь поэтическим шуткам. Например, про «чай с бегемотом» или про девочку, у которой старшая сестра выходит замуж, а младшей, конечно же, хочется такое же красивое платье, но сложно выбрать жениха среди непутевых одноклассников.
Объявили Колю. Я включила камеру, Катя помогла сыну встать, и, сделав первые шаги под приветственные короткие аплодисменты, Коля дошел до сцены в полной тишине, держа маму за руку. Катя вывела его в центр и встала за ним, поддерживая за плечи и немного подпирая со спины. Они шли 17 секунд. Коля начал читать. Читал он всего полторы минуты.
Не все слова были слышны: например, там была дико сложная строчка «в связи с подпунктом "обтирание"» и еще пара слов, которые было невозможно разобрать, хотя Коля наверняка чаще и усерднее других конкурсантов посещал логопеда. Жесты тоже были не самые выразительные, в силу ограничений, но хорошо прочувствованные: он потрясал указательным пальцем в воздухе, весьма точно схватив образ «менторского поучайки», которым был его герой – мальчик Витя. Улыбался Коля при этом действительно шире всех – от радости, что с ним все это происходит, и от того, что он делится прекрасным и остроумным текстом со зрителями. Лишь немногие (в первую очередь родители детей с особенностями, которые тоже помогали своим детям выйти на сцену) догадывались о том, что происходило на самом деле.
На самом деле в эти 2 минуты и 17 секунд, которые Коля шел до сцены, читал и шел обратно, происходило то, чего не могло быть. Ни один врач, видевший недоношенного скрюченного мальчика, не смог бы представить, что спустя восемь лет он дойдет до сцены своими ногами. Ни один специалист, уверявший, что Коля не скажет даже «мама», не поверил бы своим ушам, услышав 26 строчек, из которых только одна – с дурацким словосочетанием «в связи с подпунктом» – была запорота.
Ни один человек, видевший Колю в первые несколько лет жизни, не мог смотреть Кате в глаза без сочувствия, понимая, на что она обрекла себя, когда не отказалась от бесперспективного во всех отношениях ребенка, не способного двигаться, узнавать, давать обратную связь.
В эту связь верила и продолжает верить Катя. Но когда-то в этого мальчика поверили и вы. Благодаря вашей помощи в эти две минуты случилось чудо. Жюри о чуде ничего не знало, да и «подпункт про обтирание» вышел нечетко. Но Колино сценическое обаяние и желание сделать этот «шаг к победе» (так называлась номинация) подарили ему диплом и третье место.
Коля порадовался, но весьма сдержанно. А потом забыл, какое у него место. Какое-то. Главное, что в воскресенье можно будет поехать на награждение и вырваться из своего привычного «режима дня». А еще Коле очень нравится, когда его поздравляют. Неважно, с чем – с победой ли, или просто с выступлением. Он будто бы чувствует, что по-настоящему важно – прожить эти две минуты так, как он не должен был прожить по изначальному сценарию судьбы. И если мы будем помогать Коле и его семье, таких минут в жизни мальчика будет гораздо больше.
Фото Алексея Лощилова
Подпишитесь на канал Русфонда в Telegram — первыми узнавайте новости о тех, кому вы уже помогли, и о тех, кто нуждается в вашей помощи.