Типы учреждений
Ночлежные дома
Ночлежные дома – заведения, предоставляющие ночлег бездомной бедноте, а в ряде случаев также помощь пропитанием, деньгами или одеждой. Предназначались только для ночного пребывания, места выделялись на одну ночь, правом на ночлег мог воспользоваться любой желающий.
Появление ночлежных домов было связано со стремительным переселением обедневшего крестьянства в большие города ради заработков. Первые ночлежные дома, в народе называемые «ночлежками», возникали в местах, где происходил наем чернорабочих. Таким местом в Москве был Хитров рынок, описанный Владимиром Гиляровским в книге «Москва и москвичи»: «Двух- и трехэтажные дома вокруг площади все полны такими ночлежками, в которых ночевало и ютилось до десяти тысяч человек. Эти дома приносили огромный барыш домовладельцам. Каждый ночлежник платил пятак за ночь, а "номера" ходили по двугривенному. Под нижними нарами, поднятыми на аршин от пола, были логовища на двоих; они разделялись повешенной рогожей. Пространство в аршин (71 см. – Г.У.) высоты и полтора аршина ширины между двумя рогожами и есть "нумер", где люди ночевали без всякой подстилки, кроме собственных отрепьев... На площадь приходили прямо с вокзалов артели приезжих рабочих и становились под огромным навесом, для них нарочно выстроенным. Сюда по утрам являлись подрядчики и уводили нанятые артели на работу».
Москва. Хитров рынок. Бедняки ждут заселения у ночлежного дома Ярошенко
Быт частного ночлежного дома представлен в описании декораций к пьесе Максима Горького «На дне» (поставлена в 1902 году): «Подвал, похожий на пещеру. Потолок – тяжелые, каменные своды, закопченные, с обвалившейся штукатуркой. Свет – от зрителя и, сверху вниз, – из квадратного окна с правой стороны… Везде по стенам – нары… Посредине ночлежки – большой стол, две скамьи, табурет, все – некрашеное и грязное».
Константин Станиславский в роли Сатина в пьесе Максима Горького «На дне» (1902)
Экономист Владимир Святловский в книге «Жилищный вопрос с экономической точки зрения» (1902), основываясь на материалах комиссии по обследованию ночлежных домов в Москве, отмечал: «Действительное число ночующих в ночлежных домах в 2-3 раза превосходит нормальное количество. Сохранить здоровье человеку при таких условиях невозможно. Атмосфера бывает в особенности к утру настолько удушлива, что лампы едва горят, и на нарах то тут, то там слышится бред спящих… Сами ночлежники говорят, что всю ночь проспать нельзя: задыхаешься и приходится босому, потному раза 3-4 ночью выбегать на крыльцо, чтобы подышать свежим воздухом».
В отличие от частных ночлежек, заведения для бездомных, организуемые благотворителями, отличались сносными условиями быта. Строго ставились требования санитарии – одежда постояльцев дезинфицировалась в специальной просушке, кровати размещались на расстоянии полуаршина друг от друга или разделялись бортиками.
В ночлежном доме. Петербург. Начало ХХ века
При этом больные, увечные и старики чаще всего пользовались ночлегом бесплатно, а ремесленники и чернорабочие, а также физически здоровые бродяги, платили от 2 до 5 коп. за ночь (иногда за эту сумму получая горячий ужин или чай). При большом скоплении ночлежников предписания полиции и санитарной инспекции разрешали размещать людей на полу – на тюфяках, набитых соломой, при условии их регулярного проветривания и просушивания.
Устройство ночлежных домов как благотворительных заведений было заслугой муниципальных врачей. Так, по инициативе врача Николая Дворяшина в 1883 году было основано Общество ночлежных домов в Санкт-Петербурге, открывшее четыре ночлежных заведения в общей сложности на 900 человек. Идея устройства ночлежных домов была поддержана вступившими в Общество в 1880-е годы влиятельными общественными и государственными деятелями, такими как священник Иоанн Кронштадский и помощник (заместитель) министра внутренних дел, позже министр, Иван Дурново.
Более эффективными и гигиеничными по условиям были ночлежные дома, созданные под муниципальной юрисдикцией. Большая часть из них содержалась на частные пожертвования. Например, в Нижнем Новгороде владелец пароходов и мукомольных предприятий Николай Бугров пожертвовал в 1883 году 130 тыс. руб., в Москве текстильный фабрикант Флор Ермаков в 1895 году – 800 тыс. руб., в Туле купец Дмитрий Ваныкин в 1900 году – 150 тыс. руб. (его бизнес – изготовление похоронных принадлежностей), в Москве владелица текстильных фабрик Мария Морозова в 1908 году – 100 тыс. руб. В Чите вдова купца Мария Игнатьева в 1914 году передала городскому общественному управлению благоустроенный ею ранее ночлежный дом (стоимость заведения оценивалась в 40 тыс. руб.).
Купец Тимофей Колесников, один из лучших в России производителей сливочного масла, в 1888 году открыл в Вологде под эгидой городской думы ночлежный дом с бесплатной столовой «в память о спасении императорской семьи во время железнодорожной катастрофы на Курско-Харьковской железной дороге» (1888, у станции Борки), он пожертвовал 45 тыс. руб. Бесплатный ночлежный дом размещался на втором этаже двухэтажного каменного здания. Вечером люди бездомные или приходящие на богомолье или в поисках заработка получали от смотрителя металлический знак с номером койки. Ночлежников набиралось человек 50–60. В 6 часов утра их будили звонком – они умывались, читали молитвы, и, отдав номерные знаки, уходили. Во всех ночлежных домах России действовало правило, что пьяные (даже выпившие пива) на ночлег не допускались.
Сибирские благотворители Кухтерины, владевшие одной из крупнейших спичечных фабрик и несколькими винокуренными заводами, пожертвовали 115 тыс. руб. на устройство в Томске городского ночлежного дома с дешевой столовой, где каждый ночлежник за 5 коп. мог вечером поужинать, а утром получить чай с хлебом. Ночлежный дом был открыт в 1892 году, каждую ночь в нем получали приют более ста человек.
Крупнейшими ночлежными домами являлись: Ермаковский и Морозовский – в Москве (в них одновременно могли разместиться соответственно 1500 и 800 человек), Бугровский – в Нижнем Новгороде (900 человек), Ваныкинский – в Туле (250 человек).
Морозовский ночлежный дом близ Брестского, ныне Белорусского, вокзала
(сейчас – Пресненский вал, дом 15, политехнический колледж)
По имеющимся на 1902 год данным, приведенным в официальном справочном издании Министерства внутренних дел «Благотворительность в России» (СПб., 1907), в России имелось 314 ночлежных домов для взрослых (136 с пропитанием, 178 без пропитания) и 31 ночлежный приют для беспризорных детей.
Ночлежные дома просуществовали в больших городах России вплоть до введения 27 декабря 1932 года внутренних паспортов и системы прописки в СССР. Уклад ночлежных домов в 1920-е годы эволюционировал в сторону дешевых общежитий.
В начале 1990-х годов в связи с падением жизненного уровня части населения и увеличением бродяг и лиц, потерявших жилье в результате криминальных ситуаций, устройство ночлежных домов было возобновлено во многих крупных городах России.
Для дальнейшего чтения:
1. Лавдовский [П.Н.] Бесплатная для бедных столовая с ночлежным домом, учрежденная в г. Вологде Т.Е. Колесниковым. Вологда, 1890;
2. Общество ночлежных домов в С.-Петербурге: [Очерк возникновения и деятельности]. СПб., 1894;
3. Извеков С.И. Удовлетворение жилищной нужды // Общественное и частное призрение в России. СПб., 1907. С.161–167;
4. Караффа-Корбут К.В. Ночлежные дома в больших русских городах. СПб., 1913;
5. Ночлежные дома // Святловский В.В. Жилищный и квартирный вопрос в России (репринт издания 1902 г.). М., 2012.
Галина Ульянова
Подпишитесь на канал Русфонда в Telegram — первыми узнавайте новости о тех, кому вы уже помогли, и о тех, кто нуждается в вашей помощи.