Яндекс.Метрика

Типы учреждений

Богадельни

Богадельни – благотворительные заведения для постоянного призрения физически и психически немощных людей (современные аналоги: дома престарелых, дома инвалидов, психоневрологические интернаты).

Богадельня в России была древнейшей и излюбленной формой благотворительности.


Призреваемые богадельни в Симбирске. Вторая половина XIX века
О том, что богадельни существовали еще в XVI веке, известно из документов того времени. Деньги на богадельни отпускались из казны и дополнялись пожертвованиями. В 1551 году Иван Грозный в своих вопросах к Стоглавому собору обличал духовенство за нерадивое управление богадельнями: за взятки туда брали здоровых, а старые и больные оставались без приюта. Царь предложил духовенству и светской власти ужесточить контроль. Постановлением Стоглавого собора впервые в российском законодательстве было определено, что следует переписать немощных и нуждающихся, поместить в богадельни и содержать на доброхотные пожертвования: «Да повелит благочестивый царь всех прокаженых и престаревшихся описати по всем градом… да в коемждо граде устроити богадельны мужскии и женскии, и тех прокаженых и престаревшихся, не могущим нигде же главы подклонити, устроити в богадельнях пищею и одежею».

В правление Михаила Романова (1613–1645) богадельнями ведал Патриарший приказ, употреблявший на содержание их остатки патриарших и монастырских доходов. При следующем царе Алексее Михайловиче в 1670 году учрежден Приказ строения богаделен, действовавший до 1678 года. Богадельни чаще устраивались при храмах, например, в Москве при церкви Иоанна Богослова в Бронной помещалось сто богаделенных нищих.

В царствование Петра I (1682–1725) устройство и содержание богаделен осталось на Приказах – сначала на Патриаршем, а с 1701 года – на Монастырском (туда приводили задержанных нищих и распределяли по богадельням). 21 марта 1708 года в докладе князя Меншикова говорилось: «Великий Государь указал по Именному своему… указу нищим по миру на Москве мужеска и женска полу и робятам и старцам и старицам милостины не просить и по мостам не сидеть, а быть им в богадельнях».

В 1721 году попечение о бедных перешло к только что учрежденному Святейшему Синоду, а в 1724 году передано в Камер-конторы. При Петре издан ряд узаконений по вопросу о богадельнях. В 1708 году – упомянутый указ об отсылке нищих в монастыри и церковные богадельни, в 1712 году – еще один указ о воспрещении нищенства в Москве и о распределении нищих по монастырям и богадельням.

Петр I прежде всего проявлял заботу о призрении воинских чинов, расселив инвалидов по уже имевшимся монастырским богадельням. Указом 29 июля 1723 года на постройку и содержание богаделен были назначены церковные сборы из доброхотных подаяний, которые следовало проводить церковным служителям и старостам «во всех Российского Государства монастырях и в соборных и приходских церквах» при святой литургии, а собранные средства присылать в Синод.

При Анне Иоанновне (1730–1740) в Петербурге были устроены 17 новых богаделен. Однако Елизавета Петровна (1741–1762) сочла содержание богаделен обременительным для казны и указом 26 октября 1744 года сократила количество призреваемых с 5 372 до 3 601 человек. В богадельнях остались лишь отставные солдаты и их жены. Содержание определялось в 1 копейку в день на человека (для сравнения – в 1739 году оптовая цена килограмма муки составляла 6 копеек).

Несмотря на сокращение казенного финансирования, в 1730–1750-х годах только в Москве существовало около 100 богаделен в общей сложности на 5 тыс. человек. Большинство содержалось на частные пожертвования.

Богадельня при фабрике Рябушинских в селе Заворово Тверской губернии. Начало ХХ века
При Екатерине II (1762–1796) возникли новые богадельни. В Петербурге – Волковская (1777, на 250 коек) и городские богадельни (1781, отделения в разных частях города, всего на 2 958 коек). В Москве в 1771 году устроены старообрядческие богаделенные дома: Рогожский (на 890 человек) и Преображенский (на 400 человек). В 1775 году – Городской императорский Екатерининский богаделенный дом (Матросская богадельня).

В XIX веке богадельни возникают повсеместно. Для их устройства передаются благотворительные капиталы и каменные дома от представителей всех сословий – дворянства, купечества, мещанства, крестьянства. Многие богадельни получают семейные имена жертвователей. К примеру, в Петербурге действовали богадельни Елисеевых, Белосельских-Белозерских, графа Апраксина, княгини Салтыковой, фабрикантов Брусницыных.

На рубеже XIX–ХХ веков богадельни составляли почти половину всех благотворительных заведений России для взрослых (по данным 1902 года, 2 083 из 4 382 заведений). Количество обитателей и материальное обеспечение в них различалось. К примеру, устройство московского «Убежища имени Степана и Анны Тарасовых для бедных престарелых лиц» на 150 человек, открытого в 1911 году, обошлось в 900 тыс. руб. Здание было столь добротным и представительным, что ныне в нем располагается Пенсионный фонд Российской Федерации (Шаболовка, дом 4). Некоторые одинокие призреваемые даже могли иметь в богадельне прислугу.

Однако большинство богаделен представляли собой мелкие заведения для небольшого числа пациентов. В скромных городских и сельских заведениях «для лиц простого звания» число призреваемых доходило до 25 человек в палате, пропитание и одежда обеспечивали лишь сносные условия.

Комната в женской богадельне. Конец ХIХ века
Например, в Сухаревской женской богадельне в Нижнем Новгороде (открыта в 1902 году на 32 человека) большинство обитательниц были мещанками, были также две крестьянки, одна солдатка, четыре старые девы (дочери мелких чиновников) и три вдовы-дворянки. В дни, когда не было поста, им подавались щи или суп с мясом и рыбой, гречневая, пшенная и полбенная каша со сливочным маслом. Во время поста суп или щи делались с малосольной рыбой и белыми грибами, подавались горох, гороховый кисель, гречневая и пшенная каша с подсолнечным маслом. В праздничные и воскресные дни кормили мясным или – во время поста – рыбным жарким, пирогами. Кроме еды, призреваемые получали одежду, в частности, два платья, несколько платков и пару обуви в год, пальто – раз в несколько лет. В этой богадельне было три человека прислуги.

На рубеже XIX–XX веков основной процент обитателей богаделен составляли отставные военные (40 процентов) и мещане (35 процентов). В 1901 году в богадельнях России проживало около 670 тыс. человек. В 1906 году богадельни располагали собственной недвижимостью на 41 млн руб. и капиталами в 53 млн руб.

Для дальнейшего чтения:

Козлова Н.В. Люди дряхлые, больные, убогие в Москве XVIII века. М.: РОССПЭН, 2010;

Kaiser D.H. The poor and disabled in early eighteenth-century Russian towns // Journal of social history. 1998. Vol. 32. № 1. P. 125–155;

Отчет по содержанию городской общественной имени М.Ф. и Е.П. Сухаревых женской богадельни с 8 января 1902 г. по 1 января 1903 г. Нижний Новгород, 1903.

Галина Ульянова

Подпишитесь на канал Русфонда в Telegram — первыми узнавайте новости о тех, кому вы уже помогли, и о тех, кто нуждается в вашей помощи.

Оплатить
картой
Cloudpayments
Регулярный
платеж
Оплатить
c PayPal
QR и другое
Для пожертвования с карты зарубежного банка воспользуйтесь, пожалуйста, сервисами PayPal, Stripe или формой на сайте фонда-партнера в Казахстане rusfond.kz
Только благодаря вашей помощи мы помогаем лечить детей. Фонду нужны и средства для развития — чтобы расширять спектр диагнозов, с которыми работаем, поддерживать новые методы лечения, распространять медицинские знания. Любое ваше пожертвование поможет нам лучше, полнее, быстрее выполнять наши задачи.

Информация о произведенном пожертвовании поступает в Русфонд в течение четырех банковских дней.

Для пожертвования с карты зарубежного банка воспользуйтесь, пожалуйста, сервисами PayPal, Stripe или формой на сайте фонда-партнера в Казахстане rusfond.kz
Только благодаря вашей помощи мы помогаем лечить детей. Фонду нужны и средства для развития — чтобы расширять спектр диагнозов, с которыми работаем, поддерживать новые методы лечения, распространять медицинские знания. Любое ваше пожертвование поможет нам лучше, полнее, быстрее выполнять наши задачи.

Информация о произведенном пожертвовании поступает в Русфонд в течение четырех банковских дней.

Отписаться от регулярного пожертвования можно здесь

Для пожертвования с карты зарубежного банка воспользуйтесь, пожалуйста, сервисами PayPal, Stripe или формой на сайте фонда-партнера в Казахстане rusfond.kz

Информация о произведенном пожертвовании поступает в Русфонд в течение четырех банковских дней.

Для пожертвования с карты зарубежного банка воспользуйтесь, пожалуйста, сервисами PayPal, Stripe или формой на сайте фонда-партнера в Казахстане rusfond.kz
Только благодаря вашей помощи мы помогаем лечить детей. Фонду нужны и средства для развития — чтобы расширять спектр диагнозов, с которыми работаем, поддерживать новые методы лечения, распространять медицинские знания. Любое ваше пожертвование поможет нам лучше, полнее, быстрее выполнять наши задачи.

Информация о произведенном пожертвовании поступает в Русфонд в течение четырех банковских дней.

Введите сумму пожертвования в форме выше. После этого введите номер телефона в открывшемся окне виджета оплаты. На ваш телефон будет отправлено СМС-сообщение с просьбой подтвердить платеж. Cпасибо!

Отправить пожертвование можно со счета мобильного телефона оператора — «Мегафон», «Билайн» или МТС.

Дорогие друзья, абоненты Tele2!
Будьте внимательны!

От имени Русфонда (и без нашего на то согласия!) оператор поднял минимум пожертвований с привычного 1 руб. до 75 руб. а комиссию – 8% плюс 10 руб., которую оплачиваете вы при совершении платежа в пользу оператора.
Предлагаем вам альтернативу: жертвуйте по cистеме быстрых платежей (СБП). Комиссия – 0,4%, платит Русфонд. Или с помощью QR-кода. Подробнее здесь.

Информация о произведенном пожертвовании поступает в Русфонд в течении четырех банковских дней.

Скачайте мобильное приложение Русфонда:

App Store

Google Play

Скачайте из RuStore

Другие способы

Банковский перевод Альфа•банк Vk Pay Stripe