Доступная среда
40 килограммов гипса и драгоценности Марии Стюарт
О ком и о чем должен заботиться современный музей?
«А можно музей будет просто хранить драгоценности Марии Стюарт, а не решать социальные проблемы бездомных, сирот и беженцев; кажется, в этом его основная функция, нет?» Приблизительно так (в моем вольном переводе) звучит главный вопрос о роли музеев в обществе в статье английской журналистки и критикессы Тиффани Дженкинс. Статью Дженкинс нам в магистратуре задали читать на дом, я взяла ее с собой в деревню Райсеменовское, где Политехнический музей делает совместный проект «Время роста» с фондом «Абсолют-Помощь».
Архитектор Дмитрий Барьюдин и музейный куратор Егор Ларичев выгружают из машины 40 килограммов гипса. В школе «Абсолют», которую четыре года назад построил фонд для детей-сирот с особенностями развития, их уже ждут 40 подростков. Что будет, никто из учеников школы не знает, но две девочки с довольно заметными речевыми особенностями рассказывают мне, что «музей привезут». Я смотрю на них в окно и веду внутренний диалог с Тиффани Дженкинс.
К манифесту «Музеи меняют жизни» было приложено описание музейных проектов нового типа – проектов, которые «меняли жизни». Например, проект, который придумали в графстве Норфолк, в музее Нориджского замка. Норидж – небольшой город в Восточной Англии, 200 тыс. жителей заняты в основном на обувном производстве, здесь находится величественный Нориджский замок, в котором теперь коллекция пейзажей и предметов быта. Сюзи Чилдренхаус, сотруднице музея, как-то пришло в голову связаться с местной организацией YOT, которая занимается проблемами и реабилитацией малолетних преступников. Вместе с художницей Рейчел Дэниел они стали обсуждать проблемы подопечных фонда. Самые значимые были такими: очень низкая самооценка и негативное отношение к образованию.
Сейчас проекту больше десяти лет. Через него прошли десятки молодых людей, которые разглядывали коллекцию, лепили мозаики, делали глиняные кирпичи, повторяющие кладку замка Норидж, принимали участие в шумных мероприятиях вместе с именитыми художниками, помогали в реставрации и благоустройстве города. Но главное – научались верить в свои силы; вдруг обнаруживали себя за обсуждением истории или географии; помогали соседям или местным детям.
«Если кто-нибудь спросит вас, что помогает сплотить людей и создавать более честное и справедливое общество, ответите ли вы: "Музеи"? Скорее всего, нет», – писала Дженкинс в своей статье. С тех пор, как она это написала, прошло пять лет.
Когда мы только придумывали наш проект с фондом «Абсолют-Помощь», его директор Полина Филиппова описала цель проекта приблизительно так: «Дети, которые учатся в нашей школе, привыкли быть получателями социальных услуг, объектами опеки, а хочется, чтобы они увидели, что они и сами могут быть теми, кто дает, кто придумывает, делает. Чтобы увидели, сколько в них самих на самом деле ресурса». Фонд «Абсолют-Помощь» несколько лет назад построил частную школу «Абсолют» в маленькой деревне Райсеменовское под Серпуховом. В деревне живут 17 приемных семей, в каждой растут от восьми до десяти детей с разными формами инвалидности – все бывшие воспитанники коррекционного серпуховского интерната. Все они учатся в школе «Абсолют» – частной инклюзивной школе, которая подстраивает программу под каждого своего ученика, учитывая все сложности в обучении, тип инвалидности или социальные обстоятельства. В школу в этом году начали ходить и обычные деревенские дети, так что школа теперь инклюзивная в самом широком смысле этого слова: перемешаны дети с разными особенностями и разными культурными и социальными бэкграундами.
Проект «Время роста», который Политехнический музей делает вместе со школьниками, выглядит так. Те самые Барьюдин и Ларичев, что привезли 40 килограмм гипса, вместе с детьми ведут разговор о настоящем и о том, что хотелось бы сохранить для будущего. Они рассказывают детям о своих странных профессиях – архитектор, куратор. Показывают, как делаются выставки. Льют из гипса, опять говорят, строят, работают голова к голове, слушают подростков. Через три месяца, если все пойдет как задумано, подростки из школы «Абсолют» откроют свою собственную – первую в жизни – выставку: про себя, свою жизнь, свое настоящее.
По дороге домой я все думала, что бы я ответила Тиффани Дженкинс как сотрудник Политехнического музея. Должен ли музей только хранить «драгоценности Марии Стюарт» (в нашем случае – изобретения русских инженеров)? Я бы ответила так: «Дорогая Тиффани Дженкинс, если какая-нибудь девочка или мальчик из деревни Райсеменовское благодаря нашему музею и тем объектам, которые мы храним, станет немножко смелее, счастливее или любопытнее, значит, не зря мы все это копили и хранили. Было бы круто, если бы драгоценности Марии Стюарт могли бы не только красиво блестеть, но и вдохновлять, быть темой для обсуждения и мечтаний, источником для новых идей».
Подпишитесь на канал Русфонда в Telegram — первыми узнавайте новости о тех, кому вы уже помогли, и о тех, кто нуждается в вашей помощи.