8.06.2018
Колонка «Ъ»
Нет на нем греха
Исламские богословы выступают за донорство костного мозга
Ильдар-хазрат Аляутдинов,
фото из личного архива
На прошлой неделе в Казани завершилась донорская акция «Спаси жизнь – стань донором костного мозга». Благодаря казанцам Приволжский регистр пополнился на 809 человек. Очевидно, что действенность регистра определяет не только размер, но прежде всего его качество – уровень мотивации и лояльности входящих в него добровольцев. Что нужно сделать, чтобы потенциальный донор не просто сдал кровь, а действительно пожертвовал свои клетки, когда найдется реципиент, которому он может спасти жизнь?
Так бывает: человек записывается в регистр, становится потенциальным донором костного мозга, а потом, когда находится реципиент, нуждающийся в стволовых клетках этого добровольца, тот отказывается от донации. По-человечески это понятно: боязно подвергать себя пусть даже и не опасной, но все же не самой простой медицинской манипуляции ради спасения неизвестного больного. По правилам всех на свете регистров доноров костного мозга потенциальный донор может отказаться. Люди мотивируют свой отказ и бытовыми обстоятельствами («уезжаю в важную командировку»), и безграмотными суевериями («усыпят и разберут на органы»), и религиозными соображениями. В священных книгах всегда можно отыскать слова, которые вроде как запрещают обмениваться кровью, расчленять человеческое тело, помогать неверным… В центральных регионах России поводом для отказа от донорства может стать цитата из Евангелия, в Татарстане человек может отказаться стать донором, цитируя Коран. Об отношении ислама к донорству, в том числе к донорству костного мозга, Русфонду рассказывает заместитель председателя Духовного управления мусульман (ДУМ) Российской Федерации, председатель ДУМ Москвы, муфтий города Москвы ИЛЬДАР-ХАЗРАТ АЛЯУТДИНОВ.
Национальный регистр доноров костного мозга, созданный Русфондом совместно с несколькими медицинскими учреждениями страны, заинтересован в том, чтобы максимальное количество людей узнавало о проблемах донорства. Поэтому мы делаем серию интервью с представителями религиозных конфессий России. В конце прошлого года мы поговорили с владыкой Пантелеимоном, епископом Орехово-Зуевским, председателем Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Московского патриархата. Затем Русфонд обратился к Верховному муфтию России Талгату Сафа Таджуддину и в Духовное управление мусульман (ДУМ) Республики Татарстан.
– В Коране и хадисах нет прямых текстов о трансплантации органов и тканей, но есть хукм (правовое решение), что при нормальных условиях не допускается использование органов и частей тела мертвых либо живых людей, потому что это противоречит высокочтимости и почетности человека. А при каких условиях этот хукм может измениться?
– В исламе отношение к телу и живого, и умершего человека должно быть уважительным. По понятным причинам во времена Пророка (мир ему) наука еще не достигла того уровня, чтобы имелись какие-либо указания по поводу пересадки органов. Прогресс не стоит на месте, поэтому сейчас многочисленные вопросы и проблемы становятся темой исследования ученых-богословов, выносящих на основании разработанных методов рациональные решения.
Ислам достаточно гибкая религия, позволяющая в крайних случаях отходить от строгих предписаний. Если есть основания опасаться за жизнь человека, имеется заключение опытных врачей и не существует иных методов спасения, дозволено использование того, что в обычных обстоятельствах считается недопустимым. Коль скоро речь идет об использовании органов человека, то на вопрос, можно ли делать пересадку органов, отвечу утвердительно. Трансплантация органа от живого человека другому разрешается, если ожидаемая польза перевешивает возможный вред реципиенту и способна облегчить последнему физические и нравственные страдания.
Что касается пересадки органа от умершего человека пациенту, важно, чтобы донор при жизни или наследники после его смерти согласились на такую операцию. Важнейшее условие – орган не может быть актом купли-продажи, то есть обязательно передается безвозмездно.
– Относительно крови в Коране сказано, что Всевышний запретил «мертвечину, кровь, мясо свиньи и то, что принесено в жертву не ради Аллаха. Если же кто-либо вынужден [пойти на это], не домогаясь [запретного], не проявляя ослушания и не преступая [пределы необходимого], то нет на нем греха». Можно ли считать эти слова в том числе разрешением на донорство крови и стволовых кроветворных клеток костного мозга в случае нужды?
– Ситуация в нашей стране такова, что органов для трансплантации очень не хватает, пациенты вынуждены годами ждать подходящего донора и, к сожалению, порой так и не доживают до операции. Трансплантация органа, обладающего свойством физиологической регенерации, как в случае с кровью или стволовыми клетками, разрешается. В этом случае обязательной является полная дееспособность донора и соблюдение во время операции всех санитарных норм.
– Можно ли мусульманину стать донором для язычника или «людей Писания» (христиан и иудеев)? И наоборот: разрешена ли трансплантация костного мозга мусульманину, если донором является немусульманин? Ведь в Коране сказано: «О уверовавшие! Не вступайте в дружеские отношения с иудеями и христианами: они друзья только друг другу».
– Многие аяты и хадисы, в том числе приведенный, требуют рассмотрения в историческом контексте. В Священном Коране Всевышний называет иудеев и христиан «людьми Писания», подчеркивая их общность с мусульманами, ведь они являются носителями родственных мировоззрений и вероучений.
Жизнь любого человека священна. Ислам в этом отношении не делает различий по цвету кожи, вероисповеданию или происхождению, это не препятствия и для донорства. Для примера приведу донорскую акцию фонда «Закят», у истоков которого мне довелось стоять: в московские больницы приходили сдавать кровь абсолютно разные люди, объединенные единой целью, – спасти каждого, кто нуждался в помощи.
– В Коране сказано: «Аллах не запрещает вам быть добрыми и справедливыми с теми, которые не сражались с вами из-за религии и не изгоняли вас из ваших жилищ», но ведь, сдавая костный мозг, мусульманин не знает, для кого он это делает. А вдруг это будет человек, который порочил ислам?
– В аяте речь идет не об опорочивании, а о намеренном покушении на жизнь, честь и имущество мусульман. Даже если человек не знает, кто окажется спасен благодаря его биоматериалу, он получит моральное удовлетворение от совершения благого дела, не говоря уже о довольстве Всевышнего. Бескорыстный поступок одного человека может перевернуть мир другого. Пути господни неисповедимы – тот, кто сегодня порочил ислам, завтра откроет для себя универсальность и гармоничность божественной религии, преисполненной высочайших принципов и гуманистических ценностей.
– Только ли врач-мусульманин может принимать решение о необходимости трансплантации костного мозга для мусульман?
– Если есть возможность советоваться с врачом-мусульманином по каким бы то ни было медицинским вопросам, то предпочтительнее обращаться к такому специалисту. Если такой возможности нет – подойдет любой квалифицированный в своей области доктор.
– Исламские ученые к словам Корана «кто сохранит жизнь человеку, тот словно сохранит жизнь всем людям», добавляют правило о недопустимости того, чтобы сохранение жизни несло вред дарящему, в нашем случае – донору. Но донорство костного мозга все же не исключает болезненной реакции организма донора – недомогания, боли в костях, тошноты.
– Только пройдя полное медицинское обследование, оценив риски и узнав о возможных последствиях, сознательный человек делает такой ответственный шаг. Если нет противопоказаний и угрозы для жизни – почему нет. Как раз-таки он выступит тем, кто сохранит жизнь другому человеку.
После разговора с корреспондентами Русфонда муфтий Ильдар-хазрат Аляутдинов совместно с Советом улемов ДУМ Москвы подготовил проект богословского заключения, призванный подробнее раскрыть отношение ислама к донорству, в том числе к донорству костного мозга. Документ будет обсуждаться и приниматься в августе, но уже сейчас Совет улемов ДУМ Москвы предоставил его Русфонду для публикации.