12.10.2018
Союз или подкуп?
Бизнес и его социальная ответственность
Лев Амбиндер,
президент Русфонда, член Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека
Редакция Русфонда открывает рубрику «Корпоративная социальная ответственность бизнеса». Тема, казалось бы, настолько обкатана за последнюю пару десятков лет, что стоит произнести «КСО», как все понимают: это она, родимая, – Корпоративная Социальная Ответственность. Слово «бизнес» к аббревиатуре можно и не добавлять. И так все ясно. Назвался бизнесом – социально ответствуй! Хотя очевидно же: корпорация – это совсем не обязательно бизнес. В новой рубрике Русфонд намерен публиковать рассказы о лучших практиках отечественных бизнес-корпораций, о проблемах становления и путях развития этого движения в России.
Для начала: в 2017 году 990 компаний страны пожертвовали в Русфонд 198,2 млн руб. За девять месяцев этого года 736 компаний внесли на наш счет 110,6 млн руб.
Вопрос: вот это уже КСО или еще нет?
26 июля 2000 года ООН десятью принципами определила сущность КСО, выступив с инициативой Глобального договора, «направленного на поощрение социальной ответственности бизнеса». Договор стал результатом дискуссий, продолжавшихся в промышленно развитых странах в течение нескольких десятилетий. Однако споров меньше не стало. Так что такое КСО: союз бизнеса и государства в интересах общества? оброк, который бизнес платит Родине? или подкуп местных сообществ?
Занятная деталь: у нас в стране мало кому известно происхождение самого понятия «корпоративная социальная ответственность бизнеса». Так, русская «Википедия» сообщает: «термин “КСО” повсеместно используется с начала 1970-х годов, хотя эта аббревиатура встречалась редко». Между тем понятие сформулировал и ввел в оборот еще в 1946 году социолог и философ, публицист, экономист, гуру теории и практики менеджмента Питер Друкер в книге «Концепция корпорации». Это книга о крупнейшей промышленной компании ХХ века General Motors: о ее менеджменте, ее организации «как социальной структуре, которая объединяет людей для удовлетворения экономических нужд и потребностей общества» – так писал сам автор спустя полвека, в 1993 году, в предисловии к седьмому изданию книги в США. Во многих странах «Концепция…» Друкера стала настольным пособием для школ бизнеса и даже теологических школ. А Национальная школа подготовки руководящих кадров для госаппарата Франции числит книгу первой в списке учебников.
Русского издания «Концепции корпорации» не существует.
Друкер, в частности, утверждал, что именно корпорации, где с середины ХХ века трудится большинство населения его страны, на деле несут ответственность за реализацию конституционных прав американцев – «за обеспечение неотъемлемого права на жизнь, свободу и стремление к счастью». Хотя Декларация независимости и возлагает эту ответственность на правительство.
Страсти вокруг «Концепции корпорации» разгорелись в том же 1946 году и не утихали как минимум еще 20 лет. Книгу не приняли многие промышленники, политологи и экономисты США. Не приняли ее и в General Motors: «Мы заботимся о продажах и прибыли, а Друкер указывает совсем на другие приоритеты». Будущий нобелевский лауреат по экономике Милтон Фридман в конце 1960-х писал: «Корпоративная социальная ответственность бизнеса сильно смахивает на подкуп местных сообществ». Фридман считал, что «единственная задача компании – получение максимума прибыли для акционеров, а филантропия есть сугубо частное дело».
У нас больших страстей вокруг КСО не наблюдалось в советское время, нет их и теперь. Первыми к Глобальному договору ООН в России присоединились АФК «Система» и «Русал» (2002 год). Сейчас российских участников Глобального договора свыше 50.
Кто-то у нас сводит социальную ответственность к филантропии. Для многих, особенно крупных, компаний это демонстрация лояльности властным институтам. И есть действующие суперпроекты социального предпринимательства бизнеса.
Дорогие друзья, приглашаем к разговору! В стране накоплен порядочный опыт социальной активности больших и малых бизнес-компаний. Делитесь!