Контроль качества
Вопрос качества
Как оценить эффективность благотворительных пожертвований
Валерий Панюшкин,
главный редактор Русфонда
Русфонду стало известно, что бизнес-школа «Сколково», кажется, впервые в России проводит исследование, цель которого – оценить российские программы благотворительности и корпоративной социальной ответственности не в количественных, а в качественных категориях. Вопрос качества благотворительной помощи прежде не ставился в благотворительном сообществе вообще. Благородство целей – помощь, спасение, поддержка – психологически как бы освобождало благотворителей от необходимости думать, хороша ли та помощь, которую они оказывают, нельзя ли за те же деньги оказать нуждающимся людям более качественные и разумные услуги. По всей видимости, в ближайшие годы вопрос качества благотворительности станет ключевым.
До последнего времени благотворительное сообщество вопросами качества своих услуг не интересовалось, а интересовалось только борьбой с мошенничеством. Важно было, действительно ли собранные деньги потрачены на те цели, которые декларированы. Собирал деньги на детей, потратил на себя – мошенник. Собирал на детей, потратил на детей – молодец. Двадцать с лишним лет существования российской благотворительности этих критериев оценки казалось достаточно.
Однако постепенно стало понятно, что не все виды благотворительной помощи одинаково полезны. Если компания, например, организует выезд своих сотрудников на субботник в детский дом, гости заваливают детей шоколадками, а потом исчезают навсегда, то лучше было бы такую благотворительную акцию совсем не проводить, а деньги, потраченные на заказ автобусов и покупку сладостей, передать специалистам по семейному устройству, чтобы искали сиротам дом. Это очевидно.
Но и в менее очевидных случаях в качестве благотворительной помощи можно сомневаться. Наталья Зайцева, руководитель Центра устойчивого развития бизнес-школы «Сколково», затеявшей исследование качества благотворительных программ, говорит, что на сегодняшний день благотворительные фонды и компании оценивают свои филантропические инициативы в основном в количественных показателях. Потрачено столько-то денег на борьбу с голодом. Да, но сыты ли голодные? Проведено столько‑то субботников по уборке мусора. Да, но чист ли берег Байкала? Закуплено столько-то лекарств. Да, но выздоровели ли пациенты? И если выздоровели, то можно ли было лечить их дешевле, быстрее и менее травматично? Самые уважаемые фонды про самые благородные свои инициативы не могут сообщить в цифрах, эффективны ли они.
Наиболее свежий пример – сборы на средства защиты для врачей во время эпидемии коронавируса. Многие фонды, в том числе Русфонд, собрали сотни миллионов, а то и миллиарды рублей на покупку респираторов и противочумных костюмов. Тем не менее официальная статистика насчитывает более пятисот врачей, погибших от COVID-19. Это хорошая цифра или плохая? Мы спасли тысячи медработников, если погибли всего пятьсот? Или наши усилия были столь тщетны, что погибли целых пятьсот человек?
Наталья Зайцева утверждает, что на эти вопросы можно ответить. Методики оценки эффективности благотворительности существуют. И нам предстоит о них серьезный разговор.