На что жалуетесь?
Пять самых распространенных нарушений прав пациента
Во-первых, пациент зачастую не получает гарантированный государством объем медицинской помощи. Это объяснимо. С одной стороны, медики в силу загруженности или халатности не успевают следить за ежегодно обновляющейся программой госгарантий. Иногда пациенты лучше медиков осведомлены, что именно они могут получить от государства бесплатно. С другой стороны, объем помощи зависит от финансирования, а бюджеты многих регионов и отдельных государственных медицинских учреждений заведомо сверстаны так, что не покрывают государственных гарантий. Часто врачи на местах не выписывают пациентам бесплатные лекарства, потому что знают: этого бесплатного лекарства в аптеке нет или руководство прямо или косвенно «попросило» экономить. Немногим врачам хватает духу оспаривать такие распоряжения. Что делать пациентам? Покупать лекарства за свой счет. И жаловаться.
Система подачи жалоб, точнее надзора и контроля за соблюдением прав в медицинской отрасли, у нас в стране, по словам Юлии Павловой, разветвленная: Росздравнадзор, Роспотребнадзор, минздравы, органы прокуратуры, страховые компании. Если жалоба не помогает или помогает недостаточно, гражданин может подать в суд.
– В последнее время я и мои коллеги наблюдаем устойчивую тенденцию: Верховный суд встает на сторону пациента, – говорит Юлия, ссылаясь на судебную практику.
Однако до Верховного суда добираются самые уязвленные или самые упрямые: мать, потерявшая сына‑кормильца из-за врачебной ошибки; вдовец, который хочет вернуть деньги, потраченные из собственного кармана на дорогие лекарства для умершей от рака жены; дочь, оставшаяся без отца из-за неправильно поставленного диагноза и, соответственно, неправильного лечения.
Во-вторых, часто медицинские организации не соблюдают сроки диагностики и лечения. Допустим, в поликлинике сломался маммограф или аппарат ультразвуковой диагностики. Пациентам приходится ждать его замены или ремонта – так создается очередь, ожидание растягивается. А время в медицине – понятие клинически значимое. Поэтому больные снова платят за то, что имеют право получить бесплатно. Те, у кого есть возможность, конечно.
В-третьих, к сожалению, не все медики знают, что такое врачебная тайна. В случае с социально значимыми заболеваниями (ВИЧ, гепатит, туберкулез) ее разглашение, даже невольное – по небрежности, а не по злому умыслу, – может с большой долей вероятности привести к дискриминации пациента, к ухудшению качества его жизни.
В-четвертых, медицинские администраторы нередко необоснованно отказываются прикреплять пациентов к поликлинике. Мотивируют чаще всего тем, что у гражданина, дескать, медицинский страховой полис оформлен в другом регионе. В этом случае средства за оказание медпомощи конкретному больному будут доходить до медучреждения с задержкой. Однако закон не запрещает встать на учет в поликлинике по месту фактического проживания, регистрация полиса ОМС или самого гражданина тут не нужна.
В-пятых, медработники часто считают информированное добровольное согласие пациента пустой формальностью, отказываются предоставить информацию о состоянии здоровья пациенту или его законным представителям. У докторов много дел, которые осложняются бумажной работой, однако человек всегда имеет право узнать, что с ним происходит и как его лечат.