«Сердечные порывы налогом не облагаются»
О сотрудничестве Русфонда с крупнейшим медиахолдингом в Краснодарском крае
Стабильный интерес
Светлана Лазебная: Давайте вспомним, как началось и в чем заключается сотрудничество медиахолдинга «Вольная Кубань» с Русфондом?Наталья Кулакова: Восемь лет назад Русфонд открыл бюро у нас в Краснодарском крае, в редакции «Вольной Кубани» и «ВК Пресс» состоялась встреча с директором региональных проектов фонда Станиславом Юшкиным и руководителем краснодарского бюро Светланой Петропавловской. Это был разговор, который срезонировал с нашим настроением, мировоззрением, принципами. Станислав рассказал, как появился фонд. Журналистский проект родился из желания сотрудников «Коммерсанта» поддержать авторов писем, которые рассказывали о своих бедах. Со временем возникла отдельная структура по организации помощи тяжелобольным детям. Подключились многие СМИ, в том числе федеральные телеканалы, появились региональные представительства, и начали откликаться местные порталы и газеты, сочувствующие родителям больных детей.
Такой журналистский подход оказался нам близок. Мы тоже получаем письма и стараемся помогать. Добиваемся результатов и рассказываем о них в постоянной рубрике «Действенность». Мог ли рассказ сотрудников Русфонда оставить нас равнодушными?
С тех пор мы публикуем информацию о подопечных фонда из Краснодарского края. Вешаем небольшие рассказы о них, баннеры – во всех разделах «ВК Пресс».
С. Л.: Есть мнение, что люди не хотят знать о чужих проблемах. Не отпугивает ли такая информация ваших читателей?
Н. К.: Нет, интерес к материалам о детях Русфонда у нас стабильный. Хотелось бы, конечно, чтобы эти публикации были самыми читаемыми. Мы проводим анализ, следим за просмотрами, обычно это одна-две тысячи читателей. С одной стороны, из трех миллионов посетителей «ВК Пресс» в год процент небольшой. Но с другой – уже в заголовке материала содержится информация о том, что требуется помощь. Пользователи осознанно открывают такие публикации и, я надеюсь, переводят посильные суммы. Как говорил Станислав Юшкин, жители Кубани отзывчивы и активно участвуют в благотворительных проектах. На первом месте по объему собранных средств Москва, на втором – Питер, на третьем – Кубань. Светлана Петропавловская недавно сказала: «В истории каждого ребенка есть большой вклад ВК Пресс». Для нас это значимые, важные слова.
«Не можем по-другому»
С. Л.: Издатель одного из кубанских глянцевых журналов считает, что СМИ обязаны задавать и поддерживать благотворительную моду. Вы согласны с тем, что журналисты «обязаны»?Н. К.: Наверное, все же нельзя говорить о благотворительности с позиции долга, поскольку желание помогать – это не часть регламента. Оно должно вызреть. Если бы «Коммерсантъ» не проникся болью людей, а просто разместил баннер с призывом помочь – разве появился бы фонд?
Формальный подход может убить даже самые благие начинания. Мы помним: часто повторяемое теряет смысл, силу. Не нужно людей заставлять жертвовать, а СМИ – обязывать поддерживать благотворительные проекты. Есть много сфер, где во главе – долженствование и обязательства. Предприниматель выплачивает налоги, чтобы пополнялся бюджет страны, из которого средства направляются на поддержку и развитие социальной сферы.
Благотворительность – другое. Сердечные порывы налогом не облагаются. И то, как работает Русфонд – встречаясь со СМИ, рассказывая о своих проектах, делясь своими мыслями, надеждами, открывая свое сердце, – не может оставить равнодушным и приводит к многолетнему плодотворному и эффективному сотрудничеству. Это потому и работает, что включаются совершенно иные механизмы. Более тонкие, глубокие. «Должен» или «обязан» каждый может применять только к себе. А от лица холдинга мы говорим так: «Мы как СМИ не можем по-другому».
С. Л.: По тегу «благотворительность» на сайте «ВК Пресс» находится большое количество текстов, контент разножанровый, плотный, обновляемый. Неужели эта тема так популярна?
Н. К.: Да, инфоповодов сейчас стало больше. Тема благотворительности, добровольчества трансформировалась. Многие без громких призывов помогают жителям Донбасса, воинским подразделениям. Мы держим связь с районами края: люди привозят в пункты сбора мешки картошки, мед, бесплатно шьют на предприятиях термобелье, бизнесмены покупают автомобили, медикаменты. Сейчас важнее всего, чтобы наступил мир, и многие готовы его приближать конкретными делами – конечно, мы рассказываем об этом. Активно проявляет себя казачество – у нас работает раздел «Казачий блог», большую работу проводит наша митрополия, православные приходы – об этом также невозможно молчать.
Подъем темы начался еще в пандемию и карантин, когда помощь требовалась одиноким людям, медикам, семьям, оказавшимся в безвыходной ситуации. Чем ближе и масштабнее беда, тем сильнее отклик.
С. Л.: А что именно побуждает к помощи – сочувствие и сострадание?
Н. К.: У людей есть потребность делать добро. Сделать хорошее для кого-то – значит самому стать счастливее и увереннее.
От общего – к частному
С. Л.: Вы упомянули рубрику «Действенность». Расскажите подробнее, как и кому журналисты медиахолдинга помогли?
Н. К.: «ВК Пресс» работает всего десять лет, а ведущее издание – газета «Вольная Кубань» – уже 105 лет. Это одно из старейших изданий России, и сколько раз журналисты помогали, конечно, подсчитать невозможно.
У нас постоянно находятся в разработке общественно значимые темы. Например, судьба Михизеевой Поляны, которую называют Кубанской Хатынью. В годы войны фашисты уничтожили поселок вместе со всеми жителями. В редакцию обратились уроженцы Мостовского района, обеспокоенные тем, что место памяти вскоре может быть утрачено и забыто – оно находится в лесном фонде. Впервые «Вольная Кубань» написала об этом 20 лет назад. И мы продолжаем эту тему отслеживать.
Из того, что получилось довести до логического разрешения, – проблема компенсаций за школьное питание для детей-инвалидов. В редакцию обратилась одна из мам, пошел отклик из районов, подключилась прокуратура. Вопрос решился после серии публикаций в «ВК Пресс».
Мы не избегаем и локальных обращений. Неоднократно помогали ветеранам выбивать путевки в санаторий, после наших статей ремонтировались дороги, освещались улицы, устанавливались остановки. Но, увы, не всегда получается достучаться до чиновников. Так, несколько лет медиахолдинг пытался помочь многодетной семье Пуховых из Гулькевичского района, в которой 15 кровных детей, построить дом. Сначала старались добиться выделения жилплощади от чиновников. Столкнулись с непробиваемым «не положено». Что ж, собирали сами подарки, оказывали поддержку. Журналист Ольга Цветкова стала практически родным человеком для семьи. К сожалению, решить их проблему до сих пор не удалось.
У нас нет возможности работать с каждым обращением. И не всегда газете целесообразно брать на себя решение индивидуальных проблем. Но в любом случае мы стараемся дать хотя бы совет – что можно предпринять, куда пойти, с чего начать.
«Надо просто любить»
С. Л.: Наверняка вы проводили масштабные акции помощи или присоединялись к проектам коллег, волонтеров?Н. К.: Когда в 2012 году случилась большая беда в Крымске, холдинг организовывал сбор помощи для пострадавших от наводнения. Через все свои СМИ – газету, сайт «ВК Пресс», «Радио 107» – объявили сбор гуманитарного груза. Доставили в пострадавший город, выпустили серию репортажей. В конце 2013 года «ВК Пресс» совместно с предприятием «Газпромнефть-Юг» провел благотворительную акцию «Подари ребенку чудо». Добрым, хорошим делом мы решили отметить завершение первого года работы после получения своей, отдельной лицензии СМИ (29 ноября 2012 года). Предложили читателям и слушателям «Радио 107» сообщать о детях, которых нужно порадовать, «Вольная Кубань» публиковала «Купон на чудо». Читатели могли его вырезать, вписать имя, адрес малыша и отправить в редакцию. Сотрудники информационной ленты отправились в магазин игрушек и купили все, что ждали в подарок от Деда Мороза дети, о которых нам сообщили. Затем мы загрузили редакционную машину подарками и поехали раздавать их по кубанским городам и селам. Одна чудо-кукла отправилась с нашим обозревателем Сергеем Капреловым и гумконвоем на Донбасс. Гордимся этим до сих пор.
Коллектив у нас небольшой, нет возможности проводить благотворительные акции часто, но помощь Донбассу собирали уже не раз. В конце минувшего года директор «ВК Пресс» Инна Мочалова написала о жителе Краснодара, который неоднократно на личном автомобиле возил гуманитарку в зону специальной военной операции. Наш ресурс опубликовал номер его телефона и присоединился к сбору. Мы поддерживаем акции, которые нам близки, и рассказываем о добрых инициативах.
С. Л.: Работа журналиста подразумевает эмоциональную вовлеченность, а это может привести к выгоранию. Если вы сталкивались с этой проблемой, то как ее решали?
Н. К.: С материалами Русфонда с первых дней сотрудничества работает одна из самых опытных наших журналисток «ВК Пресс» Кристина Кузнецова, мы видим ее особое отношение к этой теме. А вообще тексты, требующие эмпатии, у нас пишут все, в том числе «суровые мужчины» – наши обозреватели. Синдром выгорания – да, мне знаком. Но возникает он не потому, что «расходуем» сердце – наоборот, оно оживает. Это связано с большими объемами задач и быстрыми темпами – в современных интернет-изданиях это данность и общее требование. Выдерживают не все. Что делать? Наверное, надо любить то, чем занимаешься, вкладываться, понимать миссию журналиста, уважать принципы работы своего СМИ и принимать их.
Фото предоставлены редакцией интернет-портала «ВК Пресс»