«Когда слезы наворачиваются, я продолжаю снимать»
Как телеоператор готовит сюжеты о подопечных Русфонда
Незнакомцы с камерой и микрофоном
По словам Дмитрия, телевидению нужна «картинка» – телефонным разговором тут не обойдешься, даже беседа с мамой ребенка в отдельной комнате не поможет.– Съемочная группа должна идти «в поля». А в случае с репортажами о больных детях буквально вторгаться в дом семьи и переворачивать его вверх дном, снимая, интервьюируя и собирая достаточно материала для сюжета, – серьезно говорит Дмитрий. – Люди, не имевшие дела с тележурналистами, плохо себе представляют, что такое ТВ-сюжет и как его реально снимают. Некоторые герои могут возмутиться: почему какие-то незнакомцы вторгаются на их территорию с камерой и микрофоном, говорят, что им делать, меняют обстановку в комнате и так далее. Поэтому нечасто удается снять материал «с колес» – сначала нужно установить контакт с семьей, завязать общение.
Репортаж о подопечном Русфонда Феде Милаеве, снятый Дмитрием Рогалевым
Чтобы сделать хороший, качественный сюжет, съемочная группа должна находиться на «объекте» от 1 часа 15 минут до 2,5 часа. Это расчеты Дмитрия, основанные на более чем 25-летнем опыте работы на телевидении. При этом сам сюжет пролетает перед глазами зрителя буквально за несколько минут. Как сконцентрировать в коротком ролике все эмоции, полученные во время съемок?
По мнению моего собеседника, главное – суметь организовать работу и собрать максимум материала. Чтобы не пришлось возвращаться в семью и доснимать сюжет – это уже признак недостаточного профессионализма.
– Задача оператора – направить съемку в нужное русло: «картинка» должна быть разноплановой. При этом репортаж мы делаем не в роскошных особняках, а в маленьких квартирах или в небольших частных домах, где пространство сильно ограничено. Приходится придумывать разные локации, проявлять смекалку, – поясняет Дмитрий Рогалев.
Важно заранее подготовиться к сюжету, в данном случае – узнать об особенностях ребенка. По словам Дмитрия, каждый недуг надо показывать по-разному, учитывая специфику заболевания, и, главное, доброжелательно, этично, с сочувствием.
Съемочная группа должна быть единой командой, ведь в идеальном репортаже слова журналиста поддерживает «картинка», а «картинку» – слова журналиста. И тогда получается действительно хороший результат, когда зрители просто не могут остаться равнодушными и не отреагировать на чужую боль. Удивительно, но испортить впечатление может даже мелочь. Дмитрий вспоминает случай, когда ездил на съемки с одним корреспондентом, а озвучивал сюжет уже другой журналист. Второй корреспондент был таким же профессионалом, как и первый, но он не побывал на месте действия и не прочувствовал всю ситуацию семьи, поэтому сюжет получился неэмоциональным.
Одной из своих главных операторских удач Дмитрий Рогалев считает репортаж о двухлетнем Макаре Божко с ДЦП и эпилепсией. Мальчику требовалось восстановительное лечение стоимостью 175 615 руб. После сюжета, показанного в эфире ГТРК «Кубань» 23 августа 2023 года, нужную сумму собрали за четыре дня. Причем львиную долю этих средств – 147 009 руб. – перечислили именно телезрители. Такой успех – нечастый случай даже для Русфонда.
Репортаж о подопечном Русфонда Макаре Божко, снятый Дмитрием Рогалевым
Мужчины тоже плачут
Фотограф краснодарского бюро Русфонда Саид Дакаев отмечал, что детям нелегко бывает привыкнуть к фотокамере и начать свободно позировать. Телеоператорам еще сложнее, ведь страх перед видеокамерой зачастую испытывают не только дети, но и взрослые. Мама ребенка от стеснения начинает путать слова и запинаться, как только стартует съемка. Что в таких случаях делать?– Стараюсь быть как можно менее заметным, – раскрывает профессиональные секреты Дмитрий Рогалев. – Выключаю фонарь на камере, стараюсь снимать издалека, не привлекая к себе внимания. Нужно быть терпеливым и уметь общаться – с ребенком и его родителями.
Включать камеру с порога – тупиковый вариант. Опытная съемочная группа сначала беседует с семьей на отвлеченные темы, оператор и корреспондент шутят, играют с ребенком – это помогает установить доверительный контакт, снять барьеры и расслабить героев репортажа. А когда препятствия исчезают, у оператора появляется уникальная возможность запечатлеть по-настоящему эмоциональные моменты – не постановочные и не выдуманные журналистом.
Дмитрий Рогалев до сих пор тепло вспоминает апрельские съемки репортажа о четырехлетней Еве Борщ из Апшеронска. Малышке с ДЦП и эпилепсией требуется восстановительное лечение в московском Институте медтехнологий. Из 240 933 руб., необходимых для его оплаты, 163 071 тыс. руб. собрали телезрители ГТРК «Кубань».
– Мы снимали Еву на улице с мамой, в это время из школы вернулся ее старший брат. Мальчик не обратил на нас внимания, подошел и потянулся к сестре, чтобы ее обнять. Ева к нему с нежностью прильнула. Дети стояли обнявшись, такие искренние, что нас всех практически до слез довели, – вспоминает Дмитрий. – Я был в восторге, что удалось такой момент поймать. «Химия» в кадре ведь и телезрителю передается.
Репортаж о подопечном Русфонда Ване Василевиче, снятый Дмитрием Рогалевым
Кстати, репортажи о больных детях вышибают слезу даже у самых суровых мужчин-операторов, много чего повидавших на своем профессиональном пути. Поэтому не все операторы соглашаются на такую работу – говорят, что это стоит слишком больших душевных переживаний. И все еще живуч стереотип о том, что настоящий мужчина никогда не плачет.
– Когда слезы наворачиваются, я продолжаю снимать. Это совсем не плохо, ведь если ты сам растроган, то сможешь сделать такие кадры, которые и зрителя заденут за живое, – убежден Дмитрий.
Фото из личного архива Дмитрия Рогалева и скриншоты его репортажей