Одежда с надеждой
Новосибирский дизайнер разрабатывает одежду, которая поможет следить за здоровьем спортсменов и недоношенных детей
Что умеет «умная» одежда
На сайте Лаборатории инновационного дизайна написано, что команда Алены Русаковой занимается разработкой одежды-помощника. О том, что инициатива новаторская и смелая, мы узнаем из пояснения: «Такого рода устройства еще не представлены на рынке».– Не люблю, когда пишут «мы лучшие», «мы первые». Да, мы не нашли похожих разработок. Но ни к чему пафос, – считает Алена. – Может, мы вообще не выйдем на рынок. Мы рассчитали, проанализировали запросы и предложения, не нашли других таких проектов. Командой перелопатили огромное количество информации. Эксперты отказывали нам в консультациях и говорили, что наши идеи будут актуальны лет через десять. Поэтому я воспринимаю «умную» одежду как технологию на перспективу.
Одежда Алены и ее команды ученых и инженеров должна стать персональным медицинским помощником. Датчики в ткани костюма смогут измерять давление, температуру. Специальные полимеры (материалы, состоящие из длинных повторяющихся цепочек молекул. – Русфонд) будут регулировать потоотделение, защищать человека от перегрева и обморожения. Кроме костюма, в планах еще разработка программного обеспечения, которое можно будет связать со смартфоном. Программа будет собирать, анализировать и сохранять показатели жизнедеятельности организма, поможет следить за динамикой.
– Кто-то каждое утро на весы встает, давление мерит, часы умные носит. А такая одежда – упрощение пользовательского интерфейса, – уверена дизайнер. – Хорошая разработка должна незаметно интегрироваться в жизнь человека.
От бизнес-проектов Алена пришла к социальным заказам благодаря родившемуся раньше срока сыну. Она стала искать решение: как с помощью одежды контролировать нужные показатели, чтобы не упустить момент критического сбоя у недоношенных детей. Разработка, по словам Алены, должна не только упростить работу врачей и медсестер, но и уменьшить стресс у родителей.
– Мой ребенок родился на восьмом месяце беременности, ситуация была не такая критичная, – вспоминает дизайнер. – Но чем раньше рождается малыш, тем больше может быть осложнений, поэтому важно следить за всеми показателями. Я занималась с сыном после реанимации, посещала разные центры, познакомилась с мамочками, которые воспитывают детей с особенностями. До этого я жила в другой среде, не знала таких проблем, и для меня это стало шоком. Когда мой сын лежал в реанимации, ему крепили на палец датчик, который часто сваливался, срабатывала система оповещения. И так много раз. Это сильно действовало на психику. Мне каждый раз казалось, что ребенок задыхается, умирает. Поэтому я стала разбираться, можно ли разработать систему, которая не допустит таких сбоев.
Сложная задача
– Когда ищешь изобретательское решение, начинаешь рассматривать его как критичное, – делится опытом Алена. – Берешь самую сложную задачу и начинаешь разрабатывать для нее решения. Часть из них отсеивается, но находятся такие, которые можно доработать и применить для более простого случая. Поэтому мы взяли за основу разработку спортивного термобелья. Нам нужно сделать то, что можно будет протестировать на сильных и выносливых людях. И потом мы сможем использовать этот опыт для создания одежды для недоношенных детей.На эту разработку Алена получила грант Новосибирского областного фонда поддержки науки и инновационной деятельности. Команда дизайнера изучила запрос от спортивных врачей, проанализировала статистику травм и смертность спортсменов и предложила разработку «умного» термобелья. Ученые Новосибирского института органической химии имени Н.Н. Ворожцова Сибирского отделения Российской академии наук подбирают подходящие «полимерчики». На следующем этапе подключатся специалисты IT и тестировщики из Омского государственного университета. А проверят и «обкатают» одежду спортсмены из хоккейного клуба «Сибирь». А уже после этого можно будет браться за разработку одежды для детей. Только неясно, как проводить «примерки».
– Можно было бы использовать цифровой формат с двойниками и краш-тестами (испытание техники на столкновение. – Русфонд), как у автомобилей. Но это безумно дорогая, сложная и пока нереализуемая технология, – объясняет Алена. – Я находила в интернете манекен новорожденного, но он не спрогнозирует все вероятные сбои, которые могут произойти у недоношенного ребенка. В Центре инновации в Швейцарии есть манекены, которые подключаются к программному обеспечению и имитируют функции человека. Во время критических ситуаций, например при пожаре, можно отследить на компьютере, как манекен будет реагировать.
Команда Алены работает над созданием цифрового аватара. На нем получится проверить, как одежда будет считывать нужные показатели.
В магазине не купишь
Алена опросила более 300 родителей детей с инвалидностью и взрослых с особенностями здоровья, чтобы понять их потребности.– Оказалось, что задач много: начиная от бытовых моментов и заканчивая выходом в свет, на встречи с друзьями, прогулки или поездки в автомобиле, – описывает масштабы работы дизайнер. – Например, сидишь в машине в тепле, вышел – перепад температуры. Если нет чувствительности в теле, не понимаешь, замерз ты или нет. А температурные датчики, например, могли бы об этом сообщить.
Дизайнера, знающего боль аудитории, приглашают в университеты читать лекции модельерам и инженерам и курировать мозговые штурмы на хакатонах (форумы для разработчиков, во время которых специалисты из разных областей сообща решают какую-либо проблему. – Русфонд). В последний раз Алена как приглашенный эксперт предложила студентам разработать одежду для трех ситуаций: при высоких отрицательных температурах, при орфанных заболеваниях и при потере чувствительности, когда человек не контролирует температуру тела. Сначала были идеи что-то подогреть, но дизайнер объяснила, что это чревато ожогами.
– Победила команда, которая придумала использовать материал с фазовым переходом, – делится Алена. – То есть чтобы лишнее тепло за счет физических свойств материала уходило бы в изделие. Похожая разработка используется для создания костюмов для космонавтов.
Алена стремится к тому, чтобы «умная» одежда стала более доступной. Чтобы дизайнеры принимали активное участие в подобных инициативах, а бизнес и государство замечали новые и перспективные разработки и выделяли бы финансирование. Ведь каждый проект «не для магазина» – это индивидуальное проектирование. Такие вещи невозможно запустить в массовое производство, а новаторам нужна поддержка.
Фото из личного архива Алены Русаковой