Иметь смелость
Как люди с инвалидностью ставят спектакль по пьесе автора из психоневрологического интерната
Ольга Стволова из Новосибирска передвигается на коляске. Она давно продвигает инклюзивные проекты в своем городе. Организовывала конкурс красоты для девушек с инвалидностью, летала на параплане. Последние пять лет Ольга была актрисой и куратором в инклюзивном театре, теперь пробует себя как режиссер. Вместе с ребятами из театральной студии «Особенный ТИП» она ставит пьесу автора, живущего в психоневрологическом интернате (ПНИ).
По средам в 14:40 Ольга заказывает такси к дому своей ученицы Ани – это первая из трех точек в маршруте. Дальше машина подъезжает к подъезду Ольги, мама помогает ей сесть, подсказывает водителю, как убрать коляску в багажник. Теперь Ольга и Аня едут за студийцем Витей на другой берег и оттуда еще около часа добираются из Новосибирска в соседний Бердск, где ждут репетиции остальные ученики. У Ольги свой подход к режиссуре: она актеров учит принимать решения, быть внимательными и смелыми.
Сама себе режиссер
– Очень важно, чтобы водитель был думающим, выбирал удобную дорогу, – рассуждает Ольга в такси.
Шофер тихо соглашается. Ольга надевает массивные наушники. Аня на заднем сиденье в шнурках-наушниках включает клипы, негромко подпевает, дает послушать Вите.
– Оля! – ласковым звонким голосом зовет режиссера Аня. – А мы слушаем народные песни.
Аня, Витя и Ольга знакомы давно. В 2015 году Ольга создала в Новосибирске театральную студию «Особенный ТИП» для студийцев с особенностями и без. И туда пришли Витя, Аня и еще десяток-другой ребят. А год назад «Особенный ТИП» обжился в Бердске, и преданные новосибирские участники стали ездить репетировать с Ольгой в другой город. Здесь к команде присоединились Кирилл, Артем, Арсений с мамой Алиной и другие. Среди них есть ребята с ментальными особенностями, есть и колясочники. Договорились каждый день в будни заниматься онлайн, а по средам встречаться очно. Новосибирцы едут два часа на такси, занимаются столько же и возвращаются поздним вечером. Онлайн получается писать сценарии, читать и разбирать пьесы, даже подбирать костюмы и входить в роль, но обязательно нужны репетиции.
– Дистанционно заниматься сложнее, – говорит Ольга. – Внимание рассеивается, и много сил уходит на то, чтобы подключить всех к процессу, чтобы никто не выпал из вида, не отвлекся. Мы много говорим о правилах, о том, что нужно делать на сцене. И учимся этому онлайн – чтобы бабушка не позвала во время репетиции есть, чтобы не отвлекаться на собаку.
Такая форма работы помогает самоорганизовываться ребятам даже без родителей. Они самостоятельно готовят реквизит, собираются и в нужное время выходят встречать такси. Аня везет с собой конфеты и белые перчатки – это атрибуты ее персонажа. Артем – подсказку, где реплики зашифрованы так, чтобы можно было вспомнить по одному слову.
– Вот это те правила, о которых рассказывала Оля, – Аня показывает открытый на телефоне документ со списком. – У нас есть дисциплина: мы не перебиваем, не едим на уроке. А вот начинаются реплики.
Аня показывает следующую страницу документа.
– Реплики разноцветные, у каждого персонажа свой цвет. Оль, я запуталась, а сколько у нас персонажей?
– Разгуляй, Колыван, Дагада, Порыван, – перечисляют хором. – Автор и помощник автора.
– Есть еще эпизодические, – добавляет режиссер.
– А дальше вы все увидите сами, – театрально заключает Аня.
«Соло» для Ольги
– Эту пьесу написал Роман Леонтьев. Он живет в Санкт-Петербурге в психоневрологическом интернате. На занятиях с ребятами мы рассуждали, что такое ПНИ. Почему там решетки на окнах, – рассказывает Ольга. – Много разговаривали, потому что важно, чтобы актеры понимали, что они читают, вникли в контекст. Если коротко: в интернате взрослые люди играют в слова на сигареты и мечтают оттуда выйти. Персонажи разговаривают будто на жаргоне, за решетками, будто в тюрьме. Думали надеть робу, но решили, что это слишком мрачно. Пришли к ассоциации с Бастилией и Французской революцией. В финальной сцене звучит «Марсельеза» и для одного из героев будто начинается революция, его забирают из интерната. Сначала было страшно делать эту читку. Тема серьезная, тяжелая. Несколько занятий мы только работали с текстом, разбирали его. Мы нашли в этом пользу: смогли поговорить о реальной жизни, о ее трудностях, о том, о чем мало рассказывают. Совпало, что в это время готовился совместный фестиваль авторов из Новосибирска и Петербурга «Белое пятно», и я решила предложить прочитать пьесу питерского драматурга там. И нас пригласили.
Бережная режиссура
– А сумки с костюмами нет? – осматривается режиссер. – Осталась дома? Мы же хотели отработать, как вы выходите и надеваете накидки на сцене. Выход – это самое главное. Его не отрепетировать онлайн.
Реквизит быстро находится из подручных вещей. Кофты и жилетки заменяют мушкетерские футболки-накидки. На показе пластиковые шляпы станут настоящими театральными с перьями и широкими полями.
– Кирилл болеет, на премьеру прийти не сможет, поэтому запишет свои реплики на видео, – объясняет режиссер. – Витя, потренируемся, как их включать.
Ольга уверена, что во всех социальных проектах ценность имеет каждый конкретный человек. Его, в отличие от реквизита, нельзя заменить. Поэтому за Кирилла никто на сцену не выйдет, он отыграет свою роль сам.
За два часа репетиции пьесу успевают прочесть два раза. Ольга просит Аню говорить громче, хвалит Арсения и Алину за то, как слаженно у них получается показывать слова, подсказывает Вите, когда включать реплики Кирилла, и показывает Артему, куда нужно выйти на поклон. Ольга успевает и включать музыку, и следить за текстом, и подбадривать уставших к вечеру ребят.
– Закроем глаза. Сеня, ты умеешь закрывать глаза? – бережно уточняет Ольга у самого младшего актера.
Арсений без смущения кивает.
– Закрываем глаза и слушаем, как стучит наше сердце. Кладем руки на грудь, чтобы его услышать. Теперь руки, которые помнят движение и тепло сердца, начинают медленно двигаться. Опускаются вниз, чувствуют, как тепло от стоп поднимается к коленкам, к бедрам, как тепло и свет движется от тела к голове. Поднимаем руки над головой и расплескиваем наш внутренний свет, – говорит режиссер.
– Оля, а ты сегодня вся в желтом, – подмечает Аня. – Ты солнышко!
«Внимательный человек не может быть жестоким»
– Сначала я строила маршрут так, что первым завозят Витю, потом меня, а последнюю – Аню, – рассказывает режиссер. – Но тогда выходит, что я много времени провожу в дороге и возвращаюсь домой только к девяти вечера, это выматывает. И я решила, – интонацией и паузами Ольга выделяет «решила», – что на обратном пути могу первым указывать свой дом.
Режиссер учит студийцев принимать решения. На первом показе в середине читки Арсений попросил маму выйти с ним. Чтобы заполнить паузу, Ольга включила музыку погромче и спросила у зрителей, кто может продолжить читать.
– Мы были очень смелыми: многие артисты теряются в такие моменты. Со стороны мне очень понравилось то, как вышло. Мы не собачки дрессированные, а люди, принимающие решения, – говорит режиссер. – Можно прийти в обычный театр, где артисты выучивают роли, зубрят текст. Мы другие, естественные.
Ольге как будто нравятся сложные решения: проводить занятия онлайн, чтобы подключались больше ребят, чем могли бы прийти очно, ездить с новосибирской труппой на репетиции в соседний город, не заменять заболевшего актера, а оставить за ним его персонажа.
В такси Ольга объясняет, что для нее значит быть хорошим режиссером. Это значит быть внимательным и отзывчивым, чтобы анализировать и подмечать.
– Если ты внимательный, то не станешь ломать через колено тех, с кем работаешь. Внимательный человек не может быть жестоким, – убеждена Ольга. – Еще режиссер должен быть смелым, чтобы ловить мысль, и быть честным, потому что очень часто режиссеры врут, берут то, что лежит на поверхности. Им в короткие сроки нужно выхватить модные штучки, чтобы их опознала публика. А нужно иметь смелость, чтобы видеть суть и ее воплощать.
Ольга и «Особенный ТИП» готовятся к следующему показу в Новосибирске на большой сцене. «В начале было соло» зазвучит в конце декабря на сцене Дома культуры «Юность» в Академгородке.
Фото Алины Кравченко