Русфонд.ДЦП
Принципы целеполагания
Зачем детям с ДЦП нужен СИДОРОВ
Валерий Панюшкин,
руководитель проекта «Русфонд. ДЦП»
Главное, чем отличается реабилитация детей с церебральным параличом во всем цивилизованном мире от той практики, к которой привычны российские пациенты, – целеполагание. Российские специалисты и родители детей с ДЦП зачастую либо формулируют цели занятий неконкретно (чтобы наступили улучшения, чтобы пошел, чтобы заговорил…), либо вообще считают занятия самоцелью. В Европе, Америке, Израиле и даже Индии реабилитологи считают, что цели должны быть специфическими, измеримыми, достижимыми, реалистическими и ориентированными во времени. По-английски, чтобы запомнить принципы целеполагания, используют аббревиатуру SMART (specific, measurable, achievable, realistic, time oriented). По-русски, чтобы запомнить, как правильно ставится цель, подходит аббревиатура «СИДОРОВ» (цели должны быть Специфичными, Измеримыми, Достижимыми, Реалистичными и Ориентированными во Времени).
Проект «Русфонд.ДЦП»: внедрение, поддержка и развитие новых медицинских технологий в лечении детского церебрального паралича.
|
Зачем
– Зачем? – переспрашивает доктор Ракеш Кумар Джейн.
Хороший доктор: Рохтакский медицинский колледж, семь лет стажировки в Англии, ученые степени Оксфордского университета и Кингс-колледжа в Лондоне, девятнадцать научных работ в серьезных журналах, доклады на европейских и британских конференциях педиатров-неврологов. Прекрасный послужной список у этого доктора. И доктор спрашивает меня: зачем?
Я приехал в делийский госпиталь Фортис, где доктор Ракеш руководит неврологией и реабилитацией, потому что реабилитация здесь такая же, как в Европе, а цены в пять раз ниже европейских. И еще потому, что обследование, на которое в Москве уйдет месяц поездок по городу из клиники в клинику, здесь можно сделать в два дня, под одной крышей и по ценам, которые кажутся москвичу смешными. И вот доктор Ракеш спрашивает меня:
– Зачем? Зачем нужны эти процедуры, лечебная физкультура, гидротерапия и даже физическая терапия, если вы не знаете, каких именно целей хотите добиться посредством всего этого?
Я отвечаю вопросом на вопрос. Спрашиваю:
– Как вы, доктор, формулируете цели для своих пациентов?
И тогда доктор Ракеш лезет в компьютер и показывает мне наугад историю болезни…
– Ну, вот, например, эта. Девочка трех лет. Из Казахстана. Вам же интереснее дети из СНГ?
Оценка
У девочки церебральный паралич, спастический тетрапарез, то есть паралич всех четырех конечностей. Не ходит, не встает, не сидит, не говорит…
Далее в истории болезни следует подробное описание того, как именно девочка парализована, как именно не говорит и – при том, что не может почти ничего – что все-таки может.
Понимает просьбы и команды. Способна обратить внимание на людей, вещи и события. Способна согласиться или отказаться. Способна посмотреть в глаза. Ненадолго, но способна концентрировать внимание. Понимает эмоции, как минимум гнев и радость. Когда ее зовут по имени, отвечает улыбкой. Узнает ближайших родственников: маму, папу, бабушку, дедушку. Знает названия некоторых животных, фруктов, овощей, частей тела и предметов быта. Понимает и способна ответить утвердительно или отрицательно на простые вопросы типа: «Ты хочешь есть?» Умеет играть в «пикабу» («куку», прятки, закрывать руками глаза, открывать и веселиться от этого). Способна понять, где находится человек, который говорит с ней. Способна (пусть и невнятно) произнести десяток слов: «мама», «да», «нет», свое имя… Способна произвольно двигать языком. Плохо, но умеет самостоятельно дуть, сосать и жевать…
Это в истории болезни – примерно треть списка навыков, которыми владеет девочка, каждый из которых можно развить.
Цели
Дальше в истории болезни – список целей, которые доктор Ракеш сформулировал для своей пациентки. Девочка приехала всего на месяц, поэтому все цели краткосрочные.
Научиться складывать губы трубочкой и растягивать губы произвольно в 80% случаев. Научиться двигать языком из стороны в сторону произвольно в 40% случаев. Научиться двигать языком вверх-вниз в 30% случаев с помощью логопеда и в 10% случаев самостоятельно. Сжимать и разжимать челюсти в 90% случаев самостоятельно. Надувать мыльные пузыри. Складывать фразы из двух слов, например: «Мама, есть».
Кроме этих логопедических целей, доктор формулирует в истории болезни цели физические. Нормализовать мышечный тонус. Научить ребенка уверенно держать голову. Научить ребенка контролировать некоторые позы (например, сидеть). Научить ребенка нескольким функциональным движениям (например, брать игрушку). Научить ребенка делать произвольный вдох и выдох. Натренировать мышцы спины.
В качестве главной цели доктор Ракеш пишет: «Научить родителей приемам сенсорного и моторного развития ребенка посредством правильного позиционирования, игр и физических упражнений».
Чтобы нормализовать девочке мышечный тонус, доктор Ракеш назначит инъекции ботокса и еще два препарата, расслабляющих мышцы. Чтобы добиться остальных целей, назначит занятия по методикам Войта и Бобат, занятия с логопедом, гидротерапевтом и игротерапевтом. В истории болезни подробно написано, какие именно упражнения, процедуры и игры должны применять все эти специалисты.
Результаты
Дальше – список достигнутых целей. Прошел месяц.
1. Пациент контролирует шею и спину.
2. Тянется за игрушкой, пытается ловить и держать ее.
3. Пытается приподняться
4. Переворачивается
5. Приподнимает таз
6. Хорошо контролирует позу «сидя»
7. Садится с помощью взрослого
8. По просьбе взрослого встает на локти и колени
9. С помощью взрослого подносит лакомство ко рту
10. Стоит с помощью взрослого
11. Спазмированность мышц значительно уменьшилась (следует подробный список мышц, которые удалось расслабить).
Это неплохие результаты. Ничего этого девочка не умела до приезда в Дели. В конце документа, который я держу в руках, доктор Ракеш подробно расписывает, какие именно упражнения маме следует делать с ребенком дома, в какие игры играть. Упражнения и игры не предполагают, что будет больно, потому что от боли увеличивается спазмированность мышц и у ребенка пропадает желание заниматься. Еще доктор Ракеш предлагает маме пациентки приехать на реабилитацию снова спустя полгода. А если не получится, то хотя бы позвонить ему или написать, чтобы обсудить успехи и тактику реабилитации.
По-моему, в том, что делает доктор Ракеш, есть смысл.
Фото Ольги Лавренковой
→ О проекте Дорогие друзья! Сумма пожертвования может быть любой. Во всех случаях в назначении платежа или в комментариях просим указывать: пожертвование на проект «Русфонд.ДЦП». Основные каналы перечисления средств: 1) Отправьте слово ШАГ или SHAG на короткий номер 5542. Стоимость сообщения 75 руб. Количество SMS с одного телефона не ограничено. 2) Платеж через банк 3) Платеж через систему РБК Money, которая включает в себя:
5) Яндекс.Деньги Подробнее о том, как помочь из-за рубежа → rusfond.ru/donation/abroad Внимание! Пожертвования, отправленные через систему QIWI (КИВИ) – безадресные. Пожалуйста, сообщите нам о таком переводе для проекта «Русфонд.ДЦП». Если у вас есть вопросы, замечания, предложения, звоните в Русфонд по номеру Спасибо! |
Подпишитесь на канал Русфонда в Telegram — первыми узнавайте новости о тех, кому вы уже помогли, и о тех, кто нуждается в вашей помощи.