«Я не буду, у нее слюни текут»
Школа, где дети с тяжелыми нарушениями учатся самостоятельности, а здоровые дети – терпимости
«Я всегда про них знала»
«Бердэм» с татарского переводится как «дружно, слаженно». Здесь занимаются дети с тяжелыми нарушениями здоровья и особыми потребностями. Как правило, таких деток не берут даже в коррекционные интернаты – они находятся на домашнем обучении.Директор школы и ее создатель – Лия Иванова. Ей 36 лет, у нее двое детей, по образованию Лия – психолог-дефектолог. Обычно бывает, что особенные школы, детсады и реабилитационные центры организуют родители, у которых родились дети с диагнозом, но этот случай – исключение.
Почему Лия, мама здоровых детей, вдруг начала решать проблемы особенных малышей?
– Я не знаю. Я думала об этом, пыталась найти тот момент, когда осознала, что хочу работать с людьми с особенностями развития. Но я не могу вспомнить, когда впервые увидела таких людей, – как будто я всегда про них знала, – говорит Лия.
«Забирали детей и уводили подальше»
Сейчас в школе занимаются 20 детей. Все они имеют разные диагнозы – тут принципиально не делят детей по болезням. Вместе с особенными занимаются и нормотипичные дети – этот термин Лия Иванова использует для обозначения детей без эмоциональных и интеллектуальных нарушений. Пока таких в школе трое. Уникальный случай, учитывая, что большинство предпочитает держать своих нормотипичных детей подальше от инклюзии.– Сейчас пришел первый ребенок, не считая моих детей. Лично мой мотив, почему я водила своих детей, – чтобы они научились жить, понимая, что есть разные люди. Изначально мой старший ребенок был очень брезгливым. Я привела его на занятие, где нужно было взяться за руки. Он сказал: «Нет, я не буду, у нее слюни текут!» Сейчас он знает, что можно потом просто помыть руки. То есть сын этот момент преодолел, и я очень рада.
Лия хочет, чтобы особенных людей воспринимали как равных – не пугались и не пытались излишне помочь. Но пока люди испытывают страх и смущение, потому что не знают, как с особенными общаться.
– Мы снимали квартиру для школы в ЖК «Журавли» – хороший дом, в котором живут состоятельные, образованные люди, но, когда мы выходили во двор гулять с детьми, я видела реакцию других мам. Они вроде бы и знали, что в их доме находится школа для особенных детей, но при этом им было очень неуютно, когда они нас видели. Они забирали своих детей и уводили подальше, – рассказывает Лия. – Для меня это было шоком, я не думала, что в XXI веке может быть такое отношение.
«Дети учат нас полному принятию себя»
Работают в «Бердэм» четыре педагога. Это единственная в Татарстане лечебно-педагогическая школа. В России их единицы. Самая первая открылась в Москве 30 лет назад – школа святого Георгия, – на нее и ориентировались.– Лечебная педагогика – про то, что мы видим не диагноз на бумаге, а личность с ее потребностями, желаниями здесь и сейчас. Это больше про душу, – объясняет директор школы. – У нас много дисциплин для помощи ребенку, и все они хороши, но лечебная педагогика объединяет их в комплекс, возникает целостная картина. Если взять дефектологию, то там упор делается на то, что человек не умеет, например держать ложку, – и этому нужно научить. И получается работа с симптомами, а не с первоисточниками. А лечебная педагогика прорабатывает глубинные процессы. Родители видят положительную динамику у детей, а педагоги еще и у себя. Сложно ответить, кто больше дает: они детям – или дети им. Например, у детей с ДЦП я учусь силе воли. Им трудно контролировать свои конечности, но они шьют. Они живут по принципу «мне все говорят, что я не могу, но я пойду и сделаю». И еду с нами готовят, и пытаются вставать. Это сумасшедшее рвение к жизни и невероятная сила воли. Какие-то дети, наоборот, заставляют нас замедлиться. Мы живем в бешеном ритме, и они учат нас успокаиваться, иначе работа не пойдет. Дети учат нас полному принятию себя, они – благословение.
«Бердэм» ищет дом
«Бердэм» не получает финансирование от государства, пока у школы нет и попечителей. Во многом из-за того, что о школе никто, кроме семей с детьми-инвалидами, не знает.Единственный источник финансирования – это родители. День в школе стоит 950 рублей. Все средства идут на аренду помещения, питание и материалы для работы с детьми. Педагоги работают для души.
Желающих заниматься много, и двухкомнатной квартиры, которую снимала «Бердэм», недостаточно. Они ищут более просторное помещение.
– Желательно, чтобы это был дом. Лечебная педагогика подразумевает, что дети должны делать многое сами: мыть посуду, выращивать продукты. Чтобы они видели процесс – что они это посадили, вырастили и могут съесть. В квартире это сложно сделать, – говорит директор школы.
Чтобы показать казанцам, что у детей с особыми потребностями тоже можно многому научиться, Лия хочет провести в Казани международный конгресс для людей с особенностями развития. В начале октября она была на Международной конференции лечебных педагогов в Швейцарии и провела там мастерскую по работе с глиной и воском. Еще договорилась с «Икеей» о проведении лекций о том, как взаимодействовать с людьми с особенностями развития, но из-за ковид-ограничений задуманное пришлось отложить.
Фото: «Бердэм»