Вроде бы есть, а вроде и нет
Почему в России не работает телемедицина
Диагноз по интернету
Разговор начался бурно. Ильдар Хайруллин, первый заместитель генерального директора Фонда международного медицинского кластера (диагностического и образовательного комплекса филиалов ведущих зарубежных клиник в Сколково), рассказал житейскую историю: «Я был у друга в США. И друг заболел. Он воспользовался сервисом "убер-медицина", связался с врачом онлайн, получил консультацию. Врач выписал ему электронный рецепт, который сразу же поступил в ближайшую аптеку. Друг купил лекарство и начал лечение».«Минуточку! Как это?! – немедленно возразили из зала. – Человек на что-то пожаловался, врач что-то там сказал и сразу выписал рецепт? Как можно поставить диагноз, не видя пациента?» «Осмотр по интернету! Диагноз по телефону! Да что ж это такое вообще?» – пронесся ропот по рядам.
«А если врач принял неправильное решение?» – прозвучал следующий вопрос.
«Тогда он будет отвечать по закону», – пояснил Хайруллин.
«Отличный сервис!» – иронично прокомментировали из зала под дружный, но невеселый смех.
Провизор вместо убера
Впрочем, присутствующие зря возмущались и беспокоились. В России ситуация, описанная Ильдаром Хайруллиным, абсолютно невозможна. Закон о телемедицине вступил в силу с 2018 года, а на днях Минздрав вынес на общественное обсуждение проект приказа, предлагающий включить консультации с применением телемедицинских технологий и дистанционное наблюдение за состоянием здоровья пациента в те виды медицинских вмешательств, на которые граждане дают информированное добровольное согласие (это практически все виды обследований и манипуляций: от сбора анамнеза, измерения давления и температуры, различных анализов, рентгена, электрокардиографии и УЗИ до лечебной физкультуры и медицинского массажа).«У нас врачи по закону не могут ставить диагнозы онлайн, а также назначать лечение, выписывать электронные рецепты или больничные листы, – отметил Денис Швецов, генеральный директор медицинской компании "Доктор рядом". – Вот представьте: пациент связывается с доктором при помощи мобильного приложения. Рассказывает, что у него болит и спрашивает, что ему делать. А врач отвечает: "Вам надо пойти в поликлинику или обратиться в больницу". – "Спасибо, кэп, я это и без тебя знал!" – говорит пациент. Ну и какую услугу мы оказываем пациенту в данном случае? А никакую!» Швецов грустно пошутил, что сейчас нишу убер-медицины в России занимают провизоры в аптеках: к ним можно прийти в любое время, рассказать, что у тебя болит, получить совет, какое нужно лекарство, и сразу его купить.
Не лечить, а курировать
Единственная область, в которой телемедицина сейчас активно развивается, – это сопровождение пациентов с хроническими заболеваниями: онкологией, диабетом, последствиями травм и инсультов. Как рассказала Наталья Мокрышева, главный врач НМИЦ эндокринологии Минздрава РФ, пациент, который лечился в Москве, выписался и уехал домой, может в любое время связаться со своим лечащим врачом. Для этого есть электронный личный кабинет врача, личный кабинет пациента, электронная история болезни и дневник пациента. Таким образом можно корректировать назначение препаратов, диету, оперативно реагировать на возникающие вопросы. А человеку не нужно будет снова ехать в Москву, скажем, из Якутска.Пациент хочет лечиться онлайн
Между тем у населения телемедицина востребована. Об этом, ссылаясь на собственный опыт, рассказал Денис Юдчиц, сооснователь и руководитель сервиса «Онлайн Доктор». По его мнению, тому есть несколько причин: удорожание медицинской помощи, увеличение числа хронически больных пациентов, но главное – привычка потребителей к онлайн-сервису. Если можно заказать через приложение такси или еду, то почему нельзя так же получить и консультацию врача? Ведь это очень удобно.Однако на этом пути встают вопросы ответственности врача за диагнозы и назначения, а также закон о защите персональных данных. И эти проблемы пока не решены.