Недоступный пятый класс
Сможет ли Коля Богунов продолжить обучение в обычной школе
Русфонд продолжает рассказывать о семье Богуновых из Санкт-Петербурга – обычной российской семье, состоящей из мамы Кати и четверых детей, один из которых, Коля, живет с ДЦП. Это лето у Коли было отличным: он побывал в Евпатории и научился плавать, а вот в школе начались проблемы.
Без помощника как без ног
Коля пошел в четвертый класс. Все лето он занимался с репетиторами по скайпу, чтобы ничего не забыть из школьной программы и чтобы в школе не было сложно. Но трудности все-таки возникли, правда, не там, где их ждали Коля и Катя. Из-за коронавируса родителей перестали пускать в школу, а Коле надо помогать раздеваться, надевать сменную обувь, дойти до класса, сесть за парту.Только решилась проблема с допуском в школу, как возникла другая – намного серьезнее. Директор предложила Кате подумать, «что вы будете делать в пятом классе», – в смысле не перевести ли Колю в коррекционную школу.
– Я хотела отшутиться, говорю: ну мы только в четвертый класс еще идем, а о пятом будем думать в пятом классе, – рассказывает Катя, – но директор строго сказала, что шутки тут неуместны.
Вопрос действительно сложный. Начальная школа, где учится сейчас Коля, – это один из филиалов основной средней школы. Она находится на базе детского сада: раздевалка, класс, игровая комната и туалеты – все рядом, близко и удобно. А средняя школа расположена в другом здании по соседству, и там уже надо будет и подниматься по лестнице, и переходить из класса в класс на каждый новый урок. Оксана Иванова уже точно не справится, а в школе говорят, что других помощников нету – никто не хочет: загруженность большая, а зарплата копеечная. Но Катя не согласна:
– Помощник Коле будет нужен только на переменах, чтобы он мог выйти из одного класса и перейти в другой, в общей сложности получается за весь школьный день загруженность полтора часа, а платят за это 15 тыс. руб. в месяц. Наверное, все-таки можно найти кого-нибудь на такие условия, было бы желание.
С глаз долой – и нет проблем
Вообще, по словам Колиной мамы, инклюзия в школе выглядит странно.– С одной стороны, нас все время пытаются спихнуть куда-нибудь с глаз долой, а с другой стороны, делают вид, что у Коли ничего особенного, забывают о диагнозе «органическое поражение центральной нервной системы» и предпочитают думать, что Коля просто плохо ходит, потому что у него ножка болит, – грустно улыбается Катя. – Короче говоря, я директору сказала, что в коррекционную школу мы не пойдем. С программой Коля справляется. Да, есть сложности, надо объяснять, повторять, но материал он усваивает не хуже многих. А в коррекционной школе к концу пятого класса дети умеют только читать и складывать числа и в итоге выпускаются со справкой.
Тогда директор предложила перевести Колю в обычную школу, где есть малочисленный класс: там, мол, ему будет полегче и внимания больше. Вот только школа находится в 1,5 км от дома, а та, где Коля учится сейчас, – в 200 м. И сейчас Коля доходит туда минут за 20 с помощью мамы или старшего брата Тимофея. А в дальнюю школу придется ездить – два раза в день брать такси. В этом случае маме только на это и придется работать.
Впрочем, в Колиной ситуации есть еще вариант: снять диагноз «органическое поражение ЦНС» и оставить только «нарушение опорно-двигательной системы» – и спокойно учиться в своей школе. Но Кате врач это отсоветовал:
– Мне сказали, что диагноз снять можно – это будет долго, сложно, но вполне по силам. Вот только Колино заболевание само по себе от этого никуда не денется и, как оно дальше будет развиваться, сейчас предсказать нельзя. А вернуть диагноз будет потом намного сложнее, чем снять сейчас.
Держаться на плаву
Во-первых, этим летом у него исполнилась мечта – новый велосипед. О том, как Коле нашли и купили первый велосипед, мы писали два года назад. Но с тех пор Коля подрос, и велосипед ему уже маловат. В Евпатории много детей с ДЦП, там Коля и увидел большого мальчика на крутой «машине»: велосипед был складной, двухколесный, с высоким рулем, с небольшим диаметром колес, а сзади приделаны два маленьких колесика для равновесия.
– Мы попросили у мальчика и его родителей разрешения сфотографировать его велосипед и даже сняли на видео, чтобы потом придумать себе такой же. Когда уже вернулись домой, купили примерно такой же велосипед и дополнительные колеса к нему. И попросили знакомых эти колеса приварить к раме. Там не бог весть какая конструкция, но без дополнительной доработки было никак не обойтись. Вот теперь ждем, какой будет результат, – говорит Катя.
Погода сейчас в Петербурге хорошая – тепло, сухо, и у Коли еще будет время, чтобы испытать новый велосипед. Он очень ждет, когда его уже привезут.
А еще этим летом Коля научился плавать.
– В прошлом году Коля плавал с нарукавниками, а сейчас – совершенно самостоятельно. Но тут была смешная история, – рассказывает Катя. – Раньше Коля всегда плавал в маске и поэтому считал, что умеет плавать только в маске, а без нее ничего не получится. Но потом попробовал и понял, что можно не только нырять, но и плавать по поверхности воды – и без маски это вполне себе получается.
А Колиной маме и нам всем очень хочется, чтобы Коля смог оставаться на плаву не только в море, но и в системе школьного образования, несмотря на все особенности российской инклюзии. И чтобы для него обязательно нашелся хороший помощник, который мог бы его поддержать, если что.
Сам Коля очень старается, продолжает заниматься с репетиторами по русскому, английскому и математике. Эти занятия очень важны: позволяют лишний раз повторить пройденное, проверить себя и получить более подробные объяснения, чем успевает дать учитель в классе. По каждому предмету Коля занимается два раза в неделю, а еще ходит на специальные тренировки – лечебную физкультуру, чтобы укреплять мышцы и поддерживать общий тонус. Давайте поможем Коле успешно закончить четвертый класс и легко перейти в пятый.
Фото Алексея Лощилова
Подпишитесь на канал Русфонда в Telegram — первыми узнавайте новости о тех, кому вы уже помогли, и о тех, кто нуждается в вашей помощи.