Десять лет с правом переписки
Юбилей работы Русфонда с горячей линией Минздрава РФ
Наверное, мы просто чуть более упрямы в своих действиях, чуть более настойчивы в работе и чуть больше других верим в лучшее. Цель нашего взаимодействия с Минздравом остается прежней все эти десять лет: помочь тем, кому нужна помощь. Если мы ее оказать не в силах, то можем попросить государство предоставить помощь, тем более это его прямая обязанность. Учитывая крайне низкую информированность авторов писем о возможностях Минздрава и такое же околонулевое представление Минздрава о нуждах граждан РФ, мы, в частности, хотели дать министерству понимание того, что нужно людям и почему они в министерство с просьбами обращаться не спешат.
Алгоритм действий был и остается один: мы получаем неформатную просьбу о помощи, пересылаем ее на горячую линию, после чего должен прийти ответ из министерства – и автору письма, и нам. Ответы приходят не всегда. В первый год работы, 2013-й, ответы пришли только на 72 из 124 просьб.
К сожалению, наши многочисленные обращения в Минздрав с просьбой организовать автоматическую регистрацию входящих писем на help@rosminzdrav.ru и автоматические ответы на них типа «письмо получено» успеха не имели. Отправляя очередное письмо, мы до сих пор не можем быть уверены, что оно доставлено в министерство.
Из Минздрава мы, как правило, получаем три вида ответов на просьбы нуждающихся в помощи.
Первый – поручение региональному департаменту здравоохранения организовать госпитализацию ребенка в конкретную федеральную клинику. Это обычно означает, что ребенок или взрослый почти точно получат помощь: 91 из 110 таких просьб были выполнены – в остальных случаях авторы либо самостоятельно добились направления, либо отказались от госпитализации.
Второй – перенаправление письма в местный орган здравоохранения с просьбой организовать лечение. Здесь результат зависит от чиновников на местах – либо они ищут способ помочь, либо находят причину для отказа.
И третий вид ответа – «собирайте большой пакет документов для рассмотрения Минздравом РФ». Такой ответ получали и родители больных детей, и взрослые пациенты в равной степени. Но почему-то никто из них не смог или не захотел добывать справки, анализы и решения врачебных консилиумов – в основном пациенты отправлялись на лечение за рубеж на средства благотворителей.
Слаживание было трудным. В первый год звонили сотрудники госклиник, которым Минздрав поручал организовать госпитализацию ребенка. Они объясняли, что у них и мест нет, и госквоты на год давно закончились. Звонили родители, которых вызывали в местные департаменты здравоохранения с вопросом, почему это они жалуются в Москву. Родители нервничали и спрашивали совета, как быть дальше, не станет ли ситуация с лечением ребенка хуже из-за обострения отношений с местными чиновниками.
Иногда ответов на пересылаемые просьбы не было по два-три месяца – мы звонили в Минздрав, и оказывалось, что причина в сбое в работе электронной почты. О сбое в министерстве узнавали как раз от нас. В общем, было от чего опустить руки и прекратить взаимодействие. Но мы продолжали. Каждый случай помощи, оказанной государством, говорил, что наши усилия не напрасны и права сдаваться у нас нет. Более того, нам стали приходить письма с просьбой перенаправить обращение в Минздрав, чтобы, например, ускорить госпитализацию ребенка в федеральную клинику. Бывало, что направление в госклинику автор получал на следующий же день после пересылки Русфондом письма – регион выполнял свои обязательства по звонку из Москвы, при этом официальный ответ о направлении на лечение приходил почтой только через неделю.
Мы продолжаем нашу работу.
С 5 марта 2013 года по 20 марта 2023-го Русфонд отправил на горячую линию Минздрава 2344 просьбы о помощи и получил ответы на 1610 писем. В этом году было отправлено 28 просьб, ответы поступили пока на 16.