Образование
Научить эмпатии
Как мировые тренды и идеи в образовании воплощаются в частных школах России
Виды свободы
Частные школы, как правило, привлекают клиентов, постулируя новый подход к образованию. «Идея в том, чтобы воспитывать детей в первую очередь осознанными, потому что осознанный ребенок знает, когда надо делать уроки, а когда можно отдохнуть, умеет делать выбор, понимает риски и умеет нести ответственность за свои решения», – говорит руководитель кафедры спорта и отдела маркетинга «Новой школы» Владимир Долгий-Рапопорт.
«Новая школа» открылась в 2017 году на средства основателя благотворительного фонда «Дар» Никиты Мишина. «Мы создаем среду, где ребенку комфортно учиться и по основной, и по дополнительной программе. Важно и то, что дополнительные программы открыты не только для наших учеников, но и для всех. Так мы избегаем "парникового эффекта" частных школ, когда дети кроме своих одноклассников никого не видят», – отмечает Долгий-Рапопорт.
Под свободой в «Новой школе» понимают самостоятельный выбор учеником дополнительных курсов, выражение несогласия с мнением учителя. Каждый руководитель кафедры сам решает, по какой программе ему работать, давать или не давать домашнее задание, какую использовать систему обратной связи. Обучение состоит из трех частей. Первая – общая школьная программа, вторая – самостоятельная работа, когда ребенок готовится к следующему дню и делает домашнее задание. А третья часть – индивидуальная дополнительная программа. Таким образом ребенок находится в школе с 9:00 до 18:00.
Схожих принципов придерживаются и в московской «Хорошколе», идеолог и учредитель которой – Яна Греф, жена главы Сбербанка Германа Грефа. «У каждого ученика своя система целей и план их достижения. При этом речь не идет о том, чтобы всюду достичь максимума. Для большинства детей это невозможно. Даже для самых сильных это может кончиться перегрузкой и потерей интереса к учебе, – объясняет директор "Хорошколы" Елена Булин-Соколова. – Как учитель помогает ребенку в достижении его целей? Учитель дает задания, выполняя которые ученик двигается дальше, затем смотрит на его результат и дает совет, что еще можно улучшить».
По ее словам, любой ребенок, который способен учиться в «обычной» школе, может учиться и здесь. Главное, чтобы родители и дети разделяли здешний подход. «Может показаться, что все родители заинтересованы в максимально честном выставлении оценок или самостоятельности своего ребенка. Но зачастую это не так. Родители считают, что учитель должен приучать ребенка делать то, что ему не хочется, но "надо". Или, приводя в школу третьеклассника, просят гарантировать высокие баллы на ЕГЭ. Мы такой гарантии дать не можем – мы можем лишь наметить план и предложить его вовремя пересмотреть, если у детей возникают трудности», – подчеркивает директор.
Востребованное дело
Спрос на частные школы в России растет. По оценкам аналитиков «Нетология-групп», если сейчас на частные школы приходится 1,8% всех российских школ, то уже к 2021 году этот показатель может вырасти до 6%. Фонд общественного мнения провел опрос в 2016 году и выяснил, что 13% предпочли бы отдать своего ребенка в частную школу, а еще 21% сочли, что в частных школах условия лучше и качество образования выше. Средняя стоимость обучения в московских частных школах составляет около 80 тыс. руб. в месяц, в Санкт-Петербурге – примерно 35 тыс. руб.
Из Подмосковья в Сингапур
«Для нас важно понять, согласны ли родители с тем, что одна школа, без семьи, не может воспитать человека, патриота и гражданина», – рассказывает бывший вице-президент «Норникеля» Анатолий Авдеев, который сейчас руководит центром «Инновационное образование», основанным женой Юрия Лужкова Еленой Батуриной. По словам Авдеева, гимназия появилась потому, что детям из состоятельных семей в Одинцовском районе сложно было найти школу с необходимым уровнем преподавательского состава и достойными условиями обучения.
точке земного шара»
Еще одна задача школы – предотвращение оттока российской молодежи за рубеж за счет конкурентного образования и воспитания патриотизма. «Здесь их круг общения, корни, история. Петр Первый тоже поехал учиться корабельному делу в Голландии, но затем вернулся и построил здесь флот, город. Наши дети тоже не должны быть оторваны от мира – пусть они учатся в лучших вузах, у лучших профессоров, а затем применяют свои знания на родине», – считает Авдеев.
Собеседники Русфонда, работающие во всех трех школах, говорят, что пока не сталкивались со случаями, когда в школу поступал бы ребенок с инвалидностью, особенностями физического или психического развития. Не бывало и случаев, когда у кого-то из учащихся диагностировали бы тяжелую болезнь, которая могла бы помешать учебе или надолго вырвать ученика из учебного процесса. Но в том случае, если такое действительно произойдет, в школах обещают сделать все, чтобы ребенок по возможности от образовательного процесса не отрывался.
Глобальное мышление
В отличие от других школ «Летово» – некоммерческий пансион, значительная часть воспитанников учатся бесплатно за счет стипендий. Для этого учредитель и меценат проекта, бизнесмен Вадим Мошкович, сформировал стипендиальный фонд в 7 млрд руб.: «Я хочу обеспечить социальный лифт всем детям России. Моя мечта – чтобы способные дети со всей страны получили равный доступ к качественному образованию независимо от зарплаты родителей».
В 2018 году по результатам экзаменов в 7–9-й классы зачислены 243 ученика из более чем 60 населенных пунктов. Возглавляет школу Михаил Мокринский, в прошлом – директор московского лицея №1535, занимавшего первые строчки в рейтинге российских школ. «Ребенок самостоятельно и осознанно выбирает интересующие его предметы, пробует и приобретает новый опыт. Программа гибко адаптируется под желания и способности ученика, позволяя ему гармонично развиваться в окружении друзей и единомышленников. Школьник получает все возможности для личного и интеллектуального роста, не испытывая давления и неадекватной нагрузки», – говорит Мокринский.
Отношение к здоровью учащихся в интервью «Ведомостям» ранее высказывал сам Мошкович: «Цель школы – дать ребенку путевку в жизнь. Почему старшая школа? Потому что все легко измеряется: успех ребенка – это поступление в лучшие школы России и мира. Наш ребенок должен поступить. К этому мы должны дать ему здоровье. Вы видели, сколько здесь спорта? Каждый ребенок будет заниматься спортом вне зависимости от своего желания – это его обязанность. Дети должны быть здоровы, если они не готовы еще сами создавать эту культуру, мы ее создадим вместе с ними. В заключение – детей нужно обучить навыкам».
По словам двух педагогов школы «Летово», у них учатся несколько детей, у которых есть сложные заболевания, однако и само лечение выстроено так, что ребенок может посещать пансион, и образовательная программа адаптирована, чтобы не перегружать школьников.
Адаптация к миру взрослых
Школа «Точка будущего» откроется 1 сентября 2019 года в Иркутске. Идея принадлежит российскому бизнесмену Альберту Авдоляну, финансирует «Точку будущего» его благотворительный фонд «Новый дом». По словам президента фонда Ирины Беляновой, изначально идея была в том, чтобы построить детдом или отреставрировать уже работающий. Однако потом Авдолян решил, что польза от такого проекта будет недостаточной, рассказывает Белянова: «Хорошо, детский дом. Но разве это сравнится с тем, что может дать семья? Даже с красивой мебелью и оборудованием он так и останется детским домом. Поэтому первоначальная идея трансформировалась в создание целого образовательного комплекса, на территории которого в коттеджном поселке будут проживать приемные семьи».
Фонд «Новый дом» заказал исследование, чтобы понять, какое количество приемных детей в классе будет оптимально. Выяснилось, что примерно 15%. Таким образом, из 1000 учеников около 150 будут сиротами. В конце августа стартовала программа набора в поселок приемных семей. Подбор семей, которые получат дом на территории образовательного комплекса, проводится совместно с государственными органами опеки. Даже до официального начала набора поступило 57 заявок.
Не важно, пойдут бывшие воспитанники детских домов после школы в университет или в колледж, – главное, чтобы они были готовы к самостоятельной жизни, получили какие-то минимальные профессиональные навыки (для этого будут организованы специальные мастерские). «Часто сироты, покидая детдом, не имеют никакого понятия о настоящей жизни. По закону, когда им исполняется 18, государство предоставляет им жилплощадь, но нередко они быстро ее лишаются: продают за бесценок, становятся жертвами мошенников. А все потому, что они не приспособлены к самостоятельному существованию, и наша цель – научить их ответственно распоряжаться своей жизнью. Поэтому мы, конечно, будем стараться не терять из виду наших выпускников. А двери нашего комплекса всегда будут открыты для них», – заключает Белянова.
Фото: архивы пресс-служб
Подпишитесь на канал Русфонда в Telegram — первыми узнавайте новости о тех, кому вы уже помогли, и о тех, кто нуждается в вашей помощи.