Образование
Новые тимуровцы
Как студенты со всего света учатся решать гуманитарные проблемы
United World Colleges (UWC) – сеть колледжей, где учатся подростки со всего мира. И каждый из них обязан участвовать в социальных проектах. Коллаборация международной премии «Аврора» (Aurora Prize) и UWC вывела эту традицию на новый уровень: каждый год лучший гуманитарный студенческий проект получает €4 тыс. на дальнейшую деятельность. Мы побывали на финале конкурса, который прошел в Ереване, и посмотрели, как это работает.
Суть этой программы в следующем: любой студент и сотрудник школ, входящих в UWC, может разработать проект, посвященный любой из актуальных гуманитарных проблем. Каждый проект оценивается по нескольким критериям: оригинальность и инновационность решения проблемы, долгосрочность и способность к масштабированию, глубина подготовительной работы, потенциальные результаты, способность его авторов к четкому пониманию своей роли в происходящем и, наконец, их самоотверженность. Победители получают грант. «Но обычно в финале случается сюрприз», – говорит одна из сотрудниц «Авроры».
Креативность, действие, служение
Студенты перешептываются на задних рядах, а тем временем собирается жюри: социальные предприниматели Нубар Афеян, Рубен Варданян, Вероника Зонабенд и другие. Джордж Клуни, входящий в жюри и попечительский совет «Авроры», в этот раз доехать не смог.
В финал конкурса вышли команды из Китая, Индии и Свазиленда, они готовятся выступать.
Насилие как норма
Студентки взялись за дело еще в 2017 году. Изучили вопрос, провели тренинги для волонтеров и лекции для учителей нескольких сельских школ о том, как распознать, что с ребенком случилось нечто ужасное. В этом году девушкам удалось заручиться поддержкой властей Чанша и привлечь к программе самих школьников. Затем к делу подключился гонконгский фонд Yanai Foundation, который в том числе занимается созданием сельских школ – только в Чанша при его поддержке было открыто 200 учреждений. Студентки дотянулись и дотуда – договорились о введении онлайн-тренингов для преподавателей. Читая текст на камеру, девушки немного запинаются, вспоминая английские слова, их речь прерывает видео: по-спартански обставленное помещение, на доску выведена страница из брошюры и дети лет шести внимательно читают инструкцию, как распознать, что учитель вышел за пределы дозволенного. «Призовые деньги помогут нам провести лекции для учеников, родителей, учителей и напечатать больше 30 тыс. буклетов», – завершают свое выступление авторы.
Когда боги злятся
Индийская команда планирует инициировать в регионе дискуссию о менструации. В местных деревнях эта тема до сих пор табуирована и связана с множеством предрассудков, а значит, с отсутствием знаний об элементарных правилах гигиены и заболеваниях. «В моем доме считалось, что если у девушки месячные, то на нее за что-то злятся боги, поэтому ее на это время выгоняли из дома», – рассказывает на видео одна из деревенских жительниц, согласившихся войти в тестовую группу проекта. Из-за того что менструация считается в Индии «грязной», а уровень жизни местами катастрофически низок, не всякая девушка имеет доступ к обычным тампонам и прокладкам и каждый месяц просто подкладывает в белье кусок ткани. «Они используют обыкновенную ткань, которая очень быстро пропитывается кровью, и подолгу ее не меняют», – когда слышишь это в 2018 году в ультрасовременной аудитории в окружении студентов, для которых мир буквально не имеет границ, когнитивный диссонанс чувствуется еще острее.
Если команда UWC Mahindra College получит призовые деньги, то сможет запустить образовательную программу для женщин и мужчин, чтобы устранить предрассудки и облегчить доступ к средствам гигиены. Поскольку уровень достатка тут невелик, то тампоны и прокладки могут быть дороги, и студентки предлагают использовать многоразовые менструальные чаши (они уже раздали их своей фокус-группе). В общей сложности образовательный проект сможет охватить 250 человек – население двух деревень. Из них 125 – женщины.
Деньги на дорогу
В команде свазилендского колледжа Waterfold Kamhlaba UWC, которая занимается проблемой доступа беженцев к образованию, административные вопросы решает Элла Рокхарт из американского городка Чапел-Хилл, а образовательные программы разрабатывает кореянка Джей Сун Ким. Все, что им нужно, – это деньги на дорогу до лагеря беженцев в Мпаке в Свазиленде, блокноты, ручки и мячи для игр.
Молодые беженцы нуждаются не только в образовании, но и в элементарной социализации, поэтому для них разработали мастер-классы и привозят им инвентарь для подвижных игр. Один из важных элементов работы – подготовка подопечных к вступительным экзаменам в вузы, чтобы те сдавали их с первого раза. Дело в том, что, когда живешь в лагере для беженцев, подготовиться к пересдаче гораздо сложнее из-за трудных условий жизни. А главная проблема для студентов, помогающих беженцам, – это автобус. Колледж может предоставлять транспорт до лагеря лишь два раза за семестр, а нанимать его на свои деньги слишком дорого. Администрация лагеря не готова брать на себя обязанности по воспитанию и социализации беженцев, поэтому единственный способ решить эту проблему – чаще приезжать туда.
Приятная неожиданность
Выслушав все питчинги, жюри удаляется на совещание. Вернувшись, Нубар Афеян объявляет, что победу одержала команда из Китая, поэтому €4 тыс. уходят им. «Однако, как мне только что сообщили, два анонимных донора буквально несколько минут назад перевели по €4 тыс. на другие два проекта», – улыбается Афеян. «Анонимные доноры» проявляют удивительное постоянство и пунктуальность: каждый год они чудесным образом угадывают, когда жюри покинет совещательную комнату, и всегда жертвуют недостающую сумму. Сюрприз удался, и теперь все три проекта имеют деньги на реализацию, а студенты – мотивацию к изменению мира.
Фотографии предоставлены организатором премии «Аврора»
Подпишитесь на канал Русфонда в Telegram — первыми узнавайте новости о тех, кому вы уже помогли, и о тех, кто нуждается в вашей помощи.