Мне только спросить!
Как новый сервис пришел на смену сарафанному радио
Когда человек заболевает, он идет к врачу. А если заболевание тяжелое и нужен не просто врач, а очень хороший и опытный? А если есть сомнения в диагнозе и необходимо второе мнение? А если непонятно, что лучше выбрать – лечение по ОМС или частную клинику? Раньше в таких случаях пациент обращался к родственникам и друзьям с вопросом: «У тебя случайно нет хорошего знакомого врача?» Потом все чаще такую информацию пациенты стали искать в интернете, читая сотни отзывов, действуя методом проб и ошибок.
Теперь на помощь пациентам и их близким пришли медицинские консьержи. Информационные сервисы, которые служат посредником между пациентом и врачом.
Один из самых крупных и известных – это «СберЗдоровье», сайт и мобильное приложение телемедицины от Сбербанка. Оно выросло из медицинского портала DocDoc – сервиса по подбору врача и записи на прием, который был создан 2012 году Дмитрием Петрухиным и Анатолием Зингером. За эти годы помощь получили более чем 19 тыс. клиентов. Сервис начал бурно развиваться во время пандемии ковида. Сейчас с ним сотрудничает больше 100 тыс. врачей и почти 3,5 тыс. клиник. Пациент может не только найти врача и записаться к нему, но и пройти телемедицинскую консультацию в любое время – у «СберЗдоровья» есть собственный штат врачей, которые ежедневно проводят дистанционный прием в клинике телемедицины. Получить доступ к приложению можно через «Сбер ID» или «Госуслуги».
В феврале 2022 года сообщество пациентов и врачей «Найди своего доктора» запустило проект «Медконсьерж» – бесплатный сервис по маршрутизации пациентов с онкологическими и хроническими заболеваниями. За это время было обработано более 1,3 тыс. заявок, в работе участвуют несколько десятков врачей из всех регионов России.
Чтобы задать вопрос, можно позвонить по телефону, написать электронное письмо или заполнить специальную форму на сайте.
– Отвечать мы стараемся в тот же день. Но в некоторых случаях может потребоваться от трех до шести дней, – рассказывает Надежда Жарская, директор АНО «Медконсьерж». – Чаще всего к нам обращаются пациенты с онкологическими и неврологическими заболеваниями. Нужна также помощь кардиологов и специалистов по орфанным заболеваниям. Пациенты из Москвы в основном интересуются, где лучше лечиться, а пациенты из регионов хотят понять, что за диагноз им поставили и что теперь с этим делать.
В этом году врачи Александр Ванюков и Дмитрий Фадин создали портал Syptomato. Все начиналось с круга друзей и коллег, сейчас в проекте участвует больше 40 врачей из 30 стран, на портал поступило более 3 тыс. обращений.
– Людям надо задать вопрос здесь и сейчас. Ситуации бывают разные, но чаще всего проблемы такие: «Я смогу попасть к врачу только через три дня, как мне дожить до приема?» или «Я понимаю, что мне надо к врачу, но не знаю, к какому, и вообще не знаю, с чего начать», – говорит Александр Ванюков. – Все вопросы поступают в нашу виртуальную «ординаторскую». В сложных случаях проходит «карманный консилиум». А на выходе пациент получает связь с нужным специалистом, который даст совет, проведет консультацию или выпишет рецепт. Приметой времени стали обращения от россиян, которые релоцировались за границу. Они не очень понимают, как устроена медицинская система, к какому врачу надо идти или как в этой стране называется лекарство, которое им выписали на родине. Сервис работает бесплатно, но в дальнейшем собирается ввести систему донатов – добровольных пожертвований на развитие проекта.