19.02.2016
Благономика
Кризис и жизнь
Экономят ли корпорации на благотворительности
Наталия Гладнева, директор Русфонда по развитию
Как повлиял кризис на размеры корпоративных благотворительных пожертвований? Это важный для всех фандрайзинговых фондов – в том числе, конечно, для Русфонда – вопрос. Ответ на него должен определять стратегию отношений благотворительных фондов и бизнеса, на его основе можно прогнозировать развитие этих отношений и филантропии вообще. Ниже мы приводим основные результаты анализа нынешней ситуации во взаимодействии Русфонда и наших компаний-партнеров. Из этих результатов следует ответ на заданный в начале вопрос: повлиял по-разному, главным образом в зависимости от величины компании.
В сравнении с 2014 годом наших компаний-помощников стало меньше на 120 – их осталось 720. При этом сборы возросли на 8 млн руб., достигнув 167 млн руб. в 2015 году. Пожертвования свыше 1 млн руб. приходятся на 5% компаний, они дали свыше двух третей всех корпоративных пожертвований в Русфонд. От 500 тыс. до 1 млн руб. пожертвовали 3% компаний, до 500 тыс. руб. – 92% всех компаний. Не требуется глубокого анализа, чтобы прийти к выводу: крупные компании, которых меньшинство, но которые меньше других пострадали от кризиса благодаря экономическому «запасу прочности», главным образом и обеспечили относительную стабильность и даже небольшой рост корпоративного фандрайзинга Русфонда.
В 2015 году 14 сотрудничавших с нами ранее компаний с пожертвованиями от 500 тыс. руб. вообще ушли из благотворительности, 10 компаний с пожертвованиями из этой же группы сократили взносы на 40%.
«Мы ликвидируемся через два месяца, – говорит руководитель одного из крупных предприятий, которое сотрудничало с Русфондом в прошлом году. – Рынок идет на спад. Признаки оживления трудно разглядеть. Экономическая политика государства туманна, а жить лишь в ожидании роста цены на нефть невозможно. Мы закрываемся – будто впадаем в спячку, ожидая, когда власть определит понятные правила жизни».
Однако на место ушедших пришли 16 новых компаний этой же группы, общая сумма их пожертвований составила 16 млн руб. Еще три крупные компании в 2015 году возобновили сотрудничество с Русфондом, а 26 крупных корпоративных партнеров даже увеличили взносы на общую сумму 36 млн руб.
Интересно, что сферы деятельности ушедших и новых компаний пересекаются. Эти компании предоставляют страховые, финансовые, юридические, маркетинговые, транспортные услуги, занимаются добычей и переработкой угля и железорудного сырья, энергетикой, строительством, торговлей электробытовой техникой, продуктами питания, предметами роскоши, автомобилями, сельскохозяйственной продукцией, производством и дистрибуцией кино- и телефильмов, телевизионных программ.
А вот у наших партнеров из сферы среднего и малого бизнеса, пожертвования которых менее 500 тыс. руб. в год, картина куда более тревожная. В 2014 году их было 790, но в 2015-м ушли из благотворительности 586 вместе с благотворительным бюджетом в 25 млн руб. Правда, в 2015 году появились новые партнеры этой группы – 461 компания с пожертвованиями на 20,5 млн руб. Таким образом, только 204 компании из тех, что были с нами в 2014-м, остались и в 2015 году.
Эта статистика подтверждает: чем больше компания, тем больше ее пожертвования и стабильнее сотрудничество с Русфондом. А вот среди компаний среднего и малого бизнеса очевидна «текучка» жертвователей. «Прошлый год был непростым, – говорит Юлия Громова, финансовый директор компании «ОЛТРИ», производящей товары для новорожденных. – Рынок сжимался, люди покупали только самое необходимое, мы переориентировались на низкий ценовой сегмент, а в итоге снизили пожертвования. Экономический спад может продолжиться до 2018 года, и возможен спад рождаемости. Остается только надеяться, что нам снова не придется снижать суммы пожертвований».
Безусловно, строгой зависимости размера и стабильности пожертвований от весовой категории компаний нет. Кризис на сборы повлиял непрямо и неоднозначно. И для тех фондов, где умеют использовать преимущества корпоративного фандрайзинга, он вовсе не оказался фатальным.