29.04.2016
Партнеры власти
НКО как поставщики социальных услуг
Марина Аларичева,
директор аналитического центра Русфонда
В прошлом году в послании Федеральному собранию Владимир Путин поручил установить новый правовой статус для тех некоммерческих организаций (НКО), которые «зарекомендовали себя как безупречные партнеры государства». В марте этого года депутат Госдумы Ольга Баталина и сенатор Галина Карелова внесли в Госдуму законопроект о новом статусе для НКО – «исполнитель общественно полезных услуг». Его удостоятся НКО, которые работают более года, не являются «иностранными агентами» и не имеют задолженности по налогам и сборам. Эти НКО получат приоритетное право на господдержку.
За последние пять лет социально ориентированным НКО было перечислено более 40 млрд руб. бюджетных средств в виде субсидий и грантов. Нынче набирает популярность новый механизм сотрудничества государства и НКО – так называемая система госзаказа: передача в НКО госуслуг на исполнение по конкурсу. Еще в 2013 году был принят закон о социальном обслуживании (№ 442-ФЗ), по которому власти регионов обязаны привлекать НКО к обслуживанию нуждающихся групп населения. Как показывает международный опыт, в результате таких конкурсов и привлечения НКО к исполнению госуслуг бюджетные средства расходуются более эффективно, а качество обслуживания населения растет. В развитых странах финансирование НКО из госказны давно практикуется. Например, в США примерно треть бюджета НКО составляют поступления от государства, из них 75% – в виде госзаказа. Примерно такая же картина и в Великобритании: 80% средств для НКО выделяются по госконтрактам и 20% – грантами. В России пока наиболее распространен способ поддержки НКО в виде госгрантов и субсидий. Первый и пока единственный российский регион, администрация которого поручила негосударственным организациям все социальное обслуживание пожилых людей и инвалидов на дому, – это Башкортостан. В здешнем реестре поставщиков социальных услуг негосударственные организации составляют более 70%, в абсолютных цифрах это 59 автономных некоммерческих организаций (АНО) и 59 обществ с ограниченной ответственностью (ООО). Это 40% всех негосударственных поставщиков социальных услуг в РФ (на начало 2016 года их было 300 в 63 регионах). В Башкортостане этот проект как пилотный стартовал в 2014 году сначала в четырех районах. В итоге средняя заработная плата соцработников НКО в этих регионах на 21% превысила доходы их коллег в государственных организациях. По данным за 2015 год, на 16% увеличилось и число граждан, которые получили социальную помощь, одновременно доходы от платных услуг на дому увеличились на 21,2%. Правда, и нагрузка на одного соцработника возросла – с 8 до 13 граждан. В администрации республики эксперимент оценили положительно, и теперь он распространен на весь регион. В июне 2015 года прошел конкурс организаций – поставщиков социальных услуг на дому, и 57 из 68 подавших заявки организаций получили госзаказ. Все эти 57 НКО были специально созданы для оказания государственных услуг. Если в 2015 году на долю этих некоммерческих организаций пришлось 9,3% всех социальных услуг на территории республики, то в 2016-м их доля запланирована уже в 23%. Вот что говорит об изменениях в социальной политике министр труда и социальной защиты населения Башкортостана Ленара Иванова: «Мы видим преимущества негосударственных организаций перед государственными центрами. Растет открытость, развивается социальное предпринимательство. НКО действуют под постоянным контролем наблюдательных общественных советов и привлекают дополнительные ресурсы. Только что две организации выиграли республиканские гранты на 455 тыс. руб. Для оказания платных услуг при НКО созданы ООО. Сейчас и они участвуют в программах государственного кредитования». Кризисное время – удачное время для перемен. НКО уже законодательно признаны равноценными партнерами государства. Насколько они конкурентоспособны – отдельный вопрос.