20.05.2016
Колонка «Ъ»
Передвижение по средствам
На чем хотят ездить и на чем ездят инвалиды
Артем Костюковский,
специальный корреспондент Русфонда
В Русфонд довольно часто обращаются родители с просьбами помочь приобрести инвалидные коляски для их детей. Что, в общем-то, странно: государство через Фонд социального страхования (ФСС) должно обеспечивать техническими средствами реабилитации всех без исключения детей, которые в них нуждаются. Оно и обеспечивает. А просьбы к нам все идут и идут.
«Выдали коляску, но ребенку с ДЦП в ней неудобно сидеть. И мне неудобно: коляска тяжелая, громоздкая, ни в лифт, ни в автобус не входит», – говорит Оксана Сахарова, мама восьмилетнего Мирона. «У коляски фиксированные колеса, и чтобы повернуть, ее надо приподнять. Она у нас меньше года, а винты уже сломались, ручка отвалилась», – объясняет Анфиса Шереметьева, мама четырехлетней Насти, родившейся с поражением головного мозга. «Ремней безопасности нет, подголовники жесткие, от них у сына шея болит и позвоночник в постоянном напряжении», – жалуется Юлия Павлова, сын которой недавно перенес операцию на тазобедренном суставе. Это типичные отзывы родителей об отечественных и китайских колясках, которые государство предоставляет их детям.
Получению инвалидной коляски предшествует медико-социальная экспертиза и оформление индивидуальной программы реабилитации. В этом документе прописывается, какая именно коляска необходима ребенку. Но по факту люди получают нечто «среднее по больнице». Потому что государство закупает коляски у поставщиков, которые предлагают дешевые, но, как выясняется, далеко не всегда качественные изделия. И выбирать родителям детей-инвалидов приходится из того, что есть.
«В Москве на коляску выделяется около 32 тысяч рублей, – рассказывает сотрудница региональной общественной организации инвалидов «Перспектива» Мария Генделева. – За эти деньги можно приобрести только коляску плохого качества, китайскую или самую дешевую российскую. Служат они недолго, в эксплуатации неудобны. А цены хотя бы относительно неплохих отечественных колясок начинаются от 60 тысяч рублей, хороших немецких – от 120 тысяч».
По словам Генделевой, суть проблемы в обезличенном отношении чиновников к инвалидам: «У каждого инвалида свои особенности: то, что подойдет ребенку с ДЦП, не устроит ребенка с симптоматической эпилепсией. Купить для них одинаковые коляски – все равно что всем выдать кроссовки одного размера».
В Фонде социального страхования говорят, что никто инвалидов не неволит, каждый вправе самостоятельно выбрать себе кондиционную коляску нужной модификации с необходимыми параметрами. А затраты на нее государство компенсирует. Но проблема в том, что эта компенсация не превышает цены, по которой закупались коляски на последних по времени торгах, то есть тех же 32 тысяч рублей.
Каковы перспективы решения проблемы? Или и в будущем чиновники будут действовать по принципу «главное – обеспечить, а чем именно – неважно»? В прошлом году Всероссийское общество инвалидов потребовало изменить правила закупки протезов и инвалидных колясок, отойти от обязательных аукционов и закупать только то, что реально необходимо конкретным людям с их конкретными особенностями. ФСС согласился с этим предложением, пожаловался на недобросовестных подрядчиков, но на этом все и кончилось.
На специализированных интернет-форумах можно найти всевозможные инструкции, как добиться в ФСС, чтобы в программу реабилитации было вписано нужное средство, как правильно обращаться в прокуратуру, на какие законы и подзаконные акты ссылаться. Кто-то делится удачным опытом: наотрез отказался от коляски, предложенной в региональном отделении ФСС, обратился в прокуратуру, но тут чиновники пошли на попятный и купили дорогую коляску с электроприводом. Счастливчика поздравляют, консультируются. Но далеко не у всех есть силы выцарапывать у государства жизненно необходимую вещь. Тем более – у людей с инвалидностью.