5.08.2016
Колонка «Ъ»
Опять отнять и снова поделить
Чужие деньги между чужими детьми
Александр Кабаков,
писатель, главный редактор Русфонда
«Здравствуйте!
Я, как и ваша организация, являюсь благотворителем по мере возможности, только напрямую, без дополнительных затрат.
Если вас не расстроит мой вопрос, прошу ответить: есть ли статистика, сколько жертвуют такие "люди", как Дерипаска, Прохоров, Михельсон и пр.? Зачем тратить силы, средства, время, а главное – нервы и так полунищих людей, давить на жалость по СМИ, если одним движением пальца тот же Прохоров мог бы вылечить 1000 детей? И не надо никаких фондов, которые благотворительные деньги тоже "едят" (зарплаты, офисы, транспорт и т.д.). А есть данные, сколько церковь жертвует на помощь детям и больным?
Best regards,
A…В..., Operations Integrity Manager,… LLС»
Нехорошо, конечно, начинать с цитаты. Но что поделаешь: лучше сформулировать точку зрения нашего читателя А.Б., чем сделал это он сам, невозможно.
Точка зрения эта проникнута непобедимым здравым смыслом.
Это здравый смысл полена.
Вот, например, «такие "люди", как Дерипаска, Прохоров, Михельсон и пр.» Причем «люди» пишутся в кавычках, заметили? Чтобы сразу определить их место. Итак, много у них денег? Ох, много… «Одним движением пальца тот же Прохоров мог бы вылечить 1000 детей»? Мог бы. И даже 10 000, наверное, мог бы. Смотря какое движение и какой палец. И не нужны были бы никакие фонды, в том числе и наш, и мы, бездельники, занялись бы каким-нибудь полезным делом. Предположим, вместе с нашим автором А.Б. безо всякой зарплаты раздавали бы прохоровские деньги нуждающимся, на наш взгляд, детям. Питаясь исключительно справедливостью.
Тут такой здравый смысл пробивается, что дрожь берет. Как представишь себе уговоры, с которыми обращается operations integrity manager к бедному миллиардеру… Маузер, упертый в голову, очень способствует проникновению в эту голову справедливости. Проверено. Так что Прохорову не отвертеться, придется лечить детишек. И нечего культурой прикрываться, на культуру пусть государство дает, что от подлодок останется. А с обыкновенных людей какой спрос? У них и миллиарда-то лишнего нету…
И еще надо бы спросить Дерипаску: он, черт возьми, собирается лечение детей оплачивать? Или он на футбольную команду копит, будто Абрамович? Разве мы ему разрешили его деньги тратить?
Только не надо нам про милосердие и общую потребность помогать слабым. Мы не поделим – никто не поделится.
Вообще манера богатых тратить их деньги, не спрашивая у нас, очень раздражает. Так мы до того дойдем, что в чужой карман вообще заглядывать нельзя будет – налоги заплатил, а все остальное по вкусу, как соль и перец. Что ж, значит, на их брата-миллиардера управы нет, кроме закона? А как же общественное мнение, то есть мое и еще одного товарища? Ведь оно же здравым смыслом подкрепляется: у богатых денег много, вот они пусть и делятся под нашим руководством.
То же самое с церковью. Пользуясь низким образовательным уровнем прихожан, церковь внушает некоторым из них, что Бог есть, в результате чего они суют в кружку кто десять, а кто и сто рублей. И деньги эти идут на золочение куполов или другие узкоцерковные нужды, на которые их давали безответственные верующие. Совершенно без всякого утверждения с нашей стороны. А ведь мы можем и должны оценить ситуацию нашим верным атеистическим взглядом – купола подождут, а детишкам мы выделим…
Нельзя Прохорову доверять прохоровские деньги, Дерипаске разрешать трату дерипаскиных миллионов, не говоря уж о Михельсоне и Русской православной церкви. Нам со стороны виднее. Со стороны – это оттуда, где народ. А народ – это там, где мы. А мы считаем, что те, кто богаче нас, всё всем должны. И размеры долга определим мы.
Тут как раз еще одно письмо пришло: немедленно представить народу общее число больных детей в стране. Учет и контроль.
Вот уж тридцать без малого лет, как сгинули учет и контроль, в особенности контроль, отвыкаем понемногу считать чужие деньги, любители решать чужие проблемы притихли…
Но все это затаилось в непроветриваемых комнатах, время от времени прорывается фонтаном густого развитого социализма.