Ищем выход
Пять проблем НКО и пути их решения
Помощи надо больше, а ресурсов стало меньше
«Мы сейчас переживаем такие времена, что число людей, которые нуждаются в нашей помощи, растет неимоверно быстро, а наши бюджеты, ресурсы и количество доноров, наоборот, сокращаются», – сказала Оксана Косаченко. Многие участники конференции также отмечали сокращение инструментов для привлечения финансовой помощи – блокировку крупнейших платежных систем из-за санкций и невозможность получать пожертвования из-за рубежа, а также запрет ряда соцсетей, которые были очень важными для НКО информационными и фандрайзинговыми площадками.Пути решения. По мнению Юлии Жигулиной, исполнительного директора фонда «Наше будущее», существенно помочь в эпоху нестабильности может развитие социального предпринимательства, однако в соответствии с Федеральным законом №209 от 24.07.2007 года НКО не может быть социальным предприятием. «Необходимо, чтобы понятие социальное предпринимательство распространялось и на некоммерческие организации. Юридические лица умеют соответствовать рыночным условиям, но не всегда понимают, как оценить социальный эффект своей деятельности. Результативность НКО понятна на уровне каждого представителя их целевой аудитории. Симбиоз коммерческих и некоммерческих организаций позволит нашей экономике быть более адаптивной к тем трансформациям, которые идут в обществе», – считает Жигулина.
А Ольга Юркова, директор Центра социальных и благотворительных программ МТС, отметила, что все новое – хорошо забытое старое, и предложила использовать для привлечения благотворительных средств SMS‑рассылку. Она рассказала, что у МТС есть база из 600 млн номеров и технологии big data, которые позволяют создавать таргетированные рассылки, учитывая любые особенности аудитории: «Например, мы знаем, в какой день у человека зарплата. И можем именно в этот день прислать ему сообщение с просьбой о помощи. Часто люди откликаются сразу же, пока есть деньги, не откладывая помощь на потом».
Благотворительный – значит, бедный
«Стереотип, которым пронизано наше общество: благотворительные НКО не должны зарабатывать. Это заблуждение касается и тех, кому мы помогаем, и тех, кто пишет для нас законы», – с сожалением отметила Оксана Косаченко. Еще одна проблема, о которой говорили участники конференции, обсуждая вопросы регулирования работы НКО, – это включение в списки «иноагентов». В секторе до сих пор нет четкого понимания, по каким критериям и за какие проступки туда можно попасть, особенно на фоне ужесточения требований в сфере сотрудничества с иностранными организациями или партнерами. А потому есть тревога.Пути решения. «Чтобы оправдывать ожидания социума, необходима четкая типизация благотворительных фондов: фандрайзинговый, частный, семейный или кэптивный, который действует по стандартам бизнеса, – считает Оксана Косаченко. – Если мы называем какой-то фонд лучшим, надо уточнять, к какому типу он относится. Кто-то занимается адресной помощью, кто-то является подразделением крупной корпорации, у каждого свои цели и задачи».
«В трудные времена важно держаться друг друга. Сейчас время кооперации, партнерства НКО, бизнеса, государства. Все секторы важны и должны быть солидарными, работать на взаимную поддержку, вести диалог, забыть на время о конкуренции», – считает Елена Тополева-Солдунова, председатель Комиссии по развитию некоммерческого сектора и поддержке социально ориентированных НКО Общественной палаты РФ.
Партнеры, игроки или «вишенка на торте»
Признание благотворительных НКО тесно связано с проблемой эффективности. «В кризисные периоды требования к эффективности особенно возрастают, – констатировала Мария Морозова, генеральный директор Благотворительного фонда Елены и Геннадия Тимченко. – Мы уже сами себе задаем вопрос: нужны ли мы обществу в эпоху перемен?». По ее мнению, во время пандемии мобилизация НКО произошла довольно быстро «на последней миле», то есть в тех сферах, где не хватало государственной помощи: в здравоохранении, соцзащите, волонтерстве. Но сейчас НКО находятся в некоторой растерянности.Пути решения. На пути к признанию серьезный эффект может дать партнерство благотворительных НКО и бизнеса. «Нужно соединить возможности бизнеса и компетенции НКО. А для этого необходимо признать, что в благотворительности работают профессионалы социального инвестирования», – сказала Оксана Косаченко. А Мария Морозова напомнила, что в последние годы управленцы из бизнеса начали переходить на работу в НКО. Для них это не только стало новым пространством для самореализации, но и принесло некую «добавочную стоимость» в виде благородной миссии – работы на пользу общества.
Не доверяют, но деньги дают
Поводом к разговору о доверии послужил опрос ВЦИОМ. Согласно исследованию, 90% респондентов знают и доверяют волонтерским и добровольческим организациям, которые помогают населению при чрезвычайных происшествиях. Меньшее доверие вызывают организации и фонды, которые занимаются сбором средств или организацией имущественной помощи нуждающимся. При этом 38% опрошенных уверены в том, что НКО приносят пользу стране.Елена Тополева-Солдунова констатировала, что, несмотря на законодательство, все еще не удается поставить заслон мошенникам в благотворительности: «Когда я еду в электричке, то часто вижу мошенников, собирающих деньги. Но когда я начинаю окружающим людям объяснять, что это жулики, то люди ругают не мошенников, а меня, потому что я им мешаю послушать. И хоть рубль, но подадут!»
Пути решения. По мнению Тополевой-Солдуновой, оценивать доверие к НКО нужно на большом промежутке времени: «За последние 20 лет оно значительно увеличилось, хотя были периоды очень сильных колебаний. Кроме того, нужно сравнивать то, о чем люди говорят, с тем, что они реально делают. Выводы должны быть не такими прямолинейными. А еще очень часто, говоря о доверии, респонденты сами не очень понимают, что они имеют в виду, многие просто не знают терминологии третьего сектора».
Отбросить ненужную скромность
Отношения НКО со СМИ не всегда развиваются гладко. В основном из-за того, что СМИ стремятся перевести их на коммерческую основу. «Когда мы приходим к журналистам и начинаем рассказывать о наших благотворительных проектах, нас слушают с большим интересом, а потом говорят: Хотите, чтобы мы об этом рассказали? Тогда вам в кассу! Такого быть не должно», – считает Оксана Косаченко.Пути решения. Не стоит забывать про закон о социальной рекламе в интернете. Согласно ему, 5% годового объема интернет-рекламы должна занимать социальная реклама и это бесплатно. Евгения Подобреевская, руководитель направления внешних коммуникаций по социальной рекламе Института развития интернета, рассказала, что институт выполняет функции оператора социальной рекламы и дважды в год проводит конкурсы для некоммерческих организаций. Победитель получает бесплатное размещение соцрекламы в интернете. Производством рекламы занимаются сами НКО, а оператор проводит кампанию на крупнейших площадках Рунета, используя уже готовые материалы. Как раз сейчас идет такой конкурс, и до 6 июня еще можно подать заявку.
А Оксана Косаченко призвала НКО отбросить ненужную скромность и кричать о том, что делает благотворительность, какую пользу она приносит бизнесу и людям: «Существует устойчивое заблуждение, что добрые дела любят тишину. Категорически предлагаю с этим не соглашаться. Развитие сектора меценатства и благотворительности возможно только тогда, когда результаты нашей общей работы и каждого, даже самого небольшого проекта становятся доступны и понятны».