Аттестат понарошку
Детей с инвалидностью учат не всерьез
У Яны Тимошенко спинальная мышечная атрофия (СМА) 2-го типа, она не может двигаться, работает у девушки только левая рука. Интеллект при этом совершенно сохранен. С первого класса Яна получала образование дома, к ней приходили учителя по всем предметам. Девятый класс ученица окончила с отличием, каждый год до этого получала похвальные листы и грамоты за высокие результаты. Однако это было в другой школе Сочи, откуда ученице пришлось уйти.
– Яна поступила в колледж, чтобы онлайн получить специальность графического дизайнера, – рассказывает Ирина, мама Яны. – Но ей не подошли условия обучения: уже в процессе выяснилось, что на уроках нужно присутствовать, а не смотреть их в записи. Мы сразу же забрали документы и решили, что Яна доучится в 1011-м классах, но в прежнюю школу нас уже не приняли.
В 10-й класс Яну взяли в школу, расположенную в десяти минутах ходьбы от дома, где живут Тимошенко. Однако практически сразу, по словам мамы, тут все пошло не совсем так, как хотелось.
– Нам сказали, что учителя к нам ходить не смогут, предложили часть предметов изучать самостоятельно, – говорит Ирина. – Основные предметы – русский и английский языки, математику, информатику, литературу и историю – Яне вызвалась преподавать одна учительница.
Учительница приходила к девушке нерегулярно, несмотря на составленное и утвержденное школой расписание индивидуального обучения Яны, поэтому родители решили оплачивать репетиторов для дочери по русскому языку и математике – на большее в семье, где работает только папа, не хватило денег.
– Яна умненькая девочка, – объясняет ее мама. – Мы были уверены, что справимся: дочь сама училась, читала учебники, смотрела уроки в интернете, мы с ней беседовали по пройденному материалу, решали вместе задачи по физике и химии. Я понимала, что этого недостаточно, однако очень устала бороться: с 1-го по 9-й класс посещение учителей выбивала с боем, а как раз когда Яна пошла в 10-й, у меня полетело здоровье, стало очень трудно и ухаживать за дочерью, и добиваться, чтобы ее учили так, как прежде.
Все шло ровно: заходила учительница после маминых настойчивых сообщений, что уже пора бы навестить ученицу на дому, Яна занималась с репетиторами. В конце года Яна снова получила похвальный лист за отличную учебу.
Потом случилось странное. Похвальный лист девочке вручили в двадцатых числах мая 2021 года, а чуть позже маме написала классная руководительница и сообщила: за год по физике и химии у Яны стоят тройки. Ссылалась на путаницу в документах, обещала, что тройки будут исправлены. Так классную руководительницу поняла Ирина – и успокоилась. Ведь похвальный лист просто не выдается: он регистрируется в специальном журнале, на нем стоит подпись директора. Сейчас учителя объясняют выдачу листа технической ошибкой: тройки, по их словам, были выставлены после оформления документа, аннулировать его не стали, чтобы «не травмировать Яну».
Тем временем Яне исполнилось 18 лет, она стала взрослым пациентом, сменила поликлинику – и началась битва Ирины за рисдиплам, дорогое лекарство от СМА, которое дочке жизненно необходимо.
В 11-м классе учеба Яны мало чем отличалась от учебы в 10-м. Несколько раз приходила учительница, которая каким-то образом преподавала девушке несколько предметов, но основные знания давали репетиторы. Итог: государственные экзамены (выпускники с инвалидностью сдают облегченный вариант ГИА вместо ЕГЭ) по русскому языку и математике Яна сдала на отлично. Очень радовалась, хотя в процессе заболела.
– Мы ждали аттестата с отличием, который давал бы Яне льготу при поступлении в колледж, – говорит Ирина, – но уже после того, как получили обычный аттестат, мы узнали, что в 10-м классе у Яны по шести предметам за год стоят тройки, поэтому в аттестате появились четверки.
Откуда взялись тройки? Оказалось, что это тройки по тем предметам, которые Яна изучала самостоятельно: по биологии, химии, физике, экологии, географии, кубановедению.
Яна Тимошенко увлекается футболом с семи лет: собирает атрибутику, знает все о любимых командах, лично знакома с участниками футбольного клуба «Сочи». Не раз вместе с родителями выезжала на футбольные соревнования в Москву и Санкт-Петербург, в том числе побывала на матчах чемпионата мира в 2018 году, Евро-2020. Мечтает поехать на чемпионат мира в Катаре
Учительница, приходившая к Тимошенко, объяснила появление плохих оценок так: Яна, дескать, заслужила их после итоговой аттестации в 10-м классе. Аттестация проходила следующим образом: педагог передавала ученице задания от учителей-предметников, та выполняла их, педагог относила на проверку.
Но сама девушка утверждает, что в 10-м классе никаких итоговых аттестационных работ по предметам на самообразовании не выполняла – заданий для этого она не получала. Да и в 11-м тоже.
Кому верить? Мы не следователи, не прокуроры и не можем призвать читателя примкнуть ни к одной из сторон, однако есть такой факт. В переписке с учительницей в мессенджере мама Яны получила сообщение еще до вручения похвального листа за 10-й класс: мол, не волнуйтесь, по предметам по самообразованию аттестацию я проставила. О тройках речи не идет. Яна и ее родители и не волновались – радовались похвальному листу.
Почему родители не заглянули в электронный дневник? Ирина объясняет, что у них не было от него логина и пароля. Пароль, который и Яна, и ее мама просили у классного руководителя и приходящей учительницы не раз, удалось получить только в конце учебного года в выпускном классе. Да, беспечность, которая в том числе привела к скандалу с аттестатом.
– Если бы мы знали о тройках за 10-й класс раньше, мы бы попросили оценить знания Яны независимую комиссию, еще какие-то способы нашли бы, чтобы проверить ее знания, – сокрушается Ирина.
– Между нами говоря, Яна не знает эти предметы на пятерку – их не выучишь на самообразовании так, как выучишь в школе, – парирует такой довод учительница, посещавшая ученицу на дому. – Если созывать независимую комиссию, она на тройку и сдаст.
Педагог полагает, что оценки Яны в аттестате завышены, но не объясняет, насколько именно. У девушки была своя программа – адаптированная, индивидуальная. Как объяснила та же самая учительница, к Яне неприменимы обычные критерии оценивания знаний из-за особенностей ее восприятия. Там, где у здорового ребенка будет стоять «удовлетворительно» за четыре ошибки в ответе, Яне должны поставить «хорошо».
Вся эта запутанная история про оценки, конечно, не дает представления об уровне знаний Яны. Зато дает представление о том, насколько ответственно школа подходит к обучению детей с инвалидностью.
Кто прав и кто виноват в этой истории, откуда и как взялись тройки в деле Яны Тимошенко, разберется прокуратура. Однако эта история – про обманутые ожидания. Здоровым людям трудно представить, что ребенок с инвалидностью относится к своей учебе всерьез, всерьез верит, что учится так же, как все, и всерьез рассчитывает на заслуженную оценку своего труда. Работники школы часто полагают, что ученика с инвалидностью можно учить как-нибудь – все равно получится благодеяние.
На самом деле качественное образование – это не милостыня, которую ребенку с инвалидностью общество может дать более или менее щедро. Образование – это неотъемлемое право любого ребенка, как бы тяжело он ни был болен.
И есть в этой истории еще одна досадная подробность: девушка и ее мама говорят, что никто не позвал выпускницу с инвалидностью на вручение аттестатов и общегородской выпускной – просто забыли. Учителя отрицают это, утверждают, что на вручение семью приглашали, но Яна не смогла прийти из-за болезни. В этом прокуратура вряд ли будет разбираться – никакого нарушения закона тут нет. Просто здоровым людям трудно представить себе, что девушка с тяжелой инвалидностью тоже хотела на бал.
Фото из личного архива семьи Тимошенко
Яна мечтает стать графическим дизайнером. Изучает все, что можно найти по теме, делает наброски с помощью компьютерной мыши. Общается с миром, печатая на экранной клавиатуре