Молодые люди с особенностями развития учатся ухаживать за инвалидами и пожилыми в Рязани
«Уже сегодня шесть ребят-инвалидов прошли обучение, часть из них будет проходить стажировку в интернате, где [они] будут ухаживать за пожилыми и инвалидами, – сообщил парламентарий. – Другие решили стать волонтерами. В 2022 году еще пять человек хотят пройти обучение и посвятить себя уходу за маломобильными гражданами».
Подробнее о проекте корреспонденту Русфонда рассказал Дмитрий Оськин, начальник Ресурсного учебно‑методического центра по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья при Рязанском государственном медицинском университете имени академика И.П. Павлова.
Проект стартовал в начале 2020 года. Тогда ресурсный центр предложил интегрировать молодых людей с особенностями развития, в том числе с такими ментальными нарушениями, при которых когнитивный дефицит не мешает исполнять определенные трудовые функции, в систему долговременного ухода.
– В качестве партнера мы выбрали рязанское отделение Всероссийского общества родителей детей‑инвалидов, – пояснил Дмитрий Оськин. – Мы отобрали небольшую группу молодых людей с инвалидностью в возрасте 1825 лет, стали обучать их навыкам ухода. Предварительно заручились согласием родителей и опекунов. От дома на теоретические занятия и к месту практики новобранцев на первых порах сопровождали волонтеры-студенты Рязанского медуниверситета.
Были определены четкие критерии отбора обучающихся – самыми главными стали мотивация к дальнейшей работе, понимание специфики ухода за пожилым человеком, социализация и адаптация человека к внешнему миру.
После окончания обучения на кафедре сестринского дела участники проекта проходили практику в двух некоммерческих организациях, осуществляющих уход за инвалидами и престарелыми, – «Забота и милосердие» и Центр социальной помощи «Доброе дело». Потом к проекту подключились Министерство труда Рязанской области и Центр социальной реабилитации инвалидов.
Реакция благополучателей на помощь необычных ухаживающих, по словам Оськина, в целом была положительной. При этом помощь оказывалась только в случае, если благополучатель был согласен и получил подробное объяснение соцработников.
– Вторая группа окончила обучение в декабре 2021 года: отбор, учеба и практика занимают примерно год, – рассказал Оськин. – Мы планируем, что они от волонтерства перейдут к полноценной трудовой деятельности. Сейчас выпускники проекта готовятся к стажировке в стационарных учреждениях социального обслуживания в Рязани. Надеемся, что когда-нибудь наши подопечные смогут работать в учреждениях здравоохранения в качестве санитаров или их помощников.