В Челябинске детей с тяжелыми нарушениями речи и опорно‑двигательной системы хотят обучать управлению компьютером с помощью глаз. ПО для обучения разработал Иван Бакаидов – программист с ДЦП
В основе обучения – технология айтрекинга (eye traсking): небольшой прибор, айтрекер, определяет направление взгляда человека на компьютер с трех точек, при этом задержку взгляда в одной точке на определенное время программа трактует как клик. Таким образом, можно набрать текст глазами, а после текст озвучит специальный синтезатор речи, что очень помогает взрослым и детям, которые не могут использовать мышь, клавиатуру и голосовой набор текста для общения, серфинга в интернете и так далее.
Кроме айтрекера для набора текста, игр и работы с другими сервисами необходимы программы, которые устанавливаются на компьютер или планшет, в данном случае – приложения LINKa, разработанные Иваном Бакаидовым и предназначенные для людей с ДЦП, аутизмом, нарушениями речи.
Однако управлению компьютером при помощи взгляда нужно учиться – и именно эту цель преследует проект «Я хочу говорить».
Основатели проекта – Василий и Ольга Ионкины, родители подопечного Русфонда Вани – ребенка с ДЦП, который не может разговаривать и двигать руками.
– Ване десять лет, он учится в третьем классе «Интеллектики», – рассказала Русфонду Ольга Ионкина. – Он самостоятельно не сидит, голову то держит, то не держит, к врачам приходишь – говорят: он у вас овощ, ничего не понимает. Установили айтрекер – и оказалось, ребенок знает, где право, где лево, знает буквы, по надписям к картинкам находит карточки с тем же словом! Он не просто угадывает, он именно читает и показывает. Сейчас я ищу семьи из Челябинской области, в которых уже пользуются айтрекером – собираю истории. В пятницу списывалась с одной мамой – ее сыну с ДЦП 15 лет, с помощью айтрекера он общается через соцсети с девушкой.
Знакомый семьи Ионкиных – 13-летний Влад Смоляков из Челябинска с ДЦП – пользуется айтрекером два года. Он не только общается, но и монтирует видео в Corel VideoStudio и работает в Photoshop – без использования рук, только глазами. Именно он вдохновил Ионкиных на проект.
Дополнительное обучение айтрекингу для учеников «Интеллектики» будет бесплатным – его включат в программу. Планируется, что каждый урок будет длиться примерно по 20 минут, объясняет Ольга Ионкина: дольше дети с ограниченными возможностями здоровья фокусироваться, как правило, не могут.
Для реализации проекта нужно закупить в компьютерный класс «Интеллектики» парты, ноутбуки, айтрекеры, сенсорные клавиатуры (для детей, которые хоть как-то могут ими пользоваться), программное обеспечение и обучить работе преподавателей – это стоит чуть более полумиллиона рублей. Ольга Ионкина планирует подавать заявку на грант губернатора Челябинской области.
– Помимо программ Ивана, которые находятся в свободном доступе, мы хотим использовать одну-две платные программы, – добавляет Ольга. – Но пока не знаем, хватит ли средств. Мы хотим создать в будущем НКО. Понимаете, главное – рассказать, что неговорящий ребенок может заговорить, дать ему попробовать обучиться, а дальше уже родитель поймет, подходит ли это его ребенку, нужно ли им дома такое оборудование. Сейчас сталкиваемся с такими случаями, что оборудование семьей закуплено, но ребенка не обучили им пользоваться – а где как не в школе этому обучат?
– Айтрекингу невозможно обучать как отдельному предмету, – рассказала Русфонду Ольга Унгуряну, логопед‑дефектолог в проекте «Печать глазами» благотворительного фонда «Близкие другие». – Айтрекинг должен быть как часть урока, а не как отдельное занятие, но как часть занятия – это замечательно. Я занимаюсь обучением подопечных фонда «Печать глазами» больше двух лет, у нас около 40 семей на курировании – и детей, и взрослых вплоть до 30 и больше лет. Айтрекинг – он не для всех, скорее для тех, кто может его освоить: уровень обучения во многом зависит от психофизических особенностей потенциального пользователя, не только от интеллекта. Чтобы ребенок смог напечатать что-то, он прежде всего должен уметь читать. Дать айтрекер ребенку, у которого нет навыка чтения и письма, но есть гиперкинез или нюансы по зрению, чтобы он сразу написал «Мама, я тебя люблю», – такого в моей практике не было. Гиперкинезы, нарушения зрения, частые сопутствующие заболевания и когнитивные возможности определяют уровень возможности освоения навыка и использования. Результат также сильно зависит от упорства и заинтересованности родителей. Но однозначно ни один ребенок не остается на прежнем уровне после занятия на айтрекере. Я поняла, что у Ольги и Василия есть желание сделать образовательный проект, но пока не хватает знаний и опыта, тем не менее это важное начинание: если они и дальше будут так же идти вперед, то это точно даст хороший результат.