Образование
Стирать, строгать, плясать
Как устроено школьное обучение детей с ментальными особенностями
Львенок и табурет
Некоторые различия в программе одноклассников сразу бросаются в глаза. Я провела день в школе с 15-летним сыном Ольги, восьмиклассником Женей. Он не говорит фразами и не понимает длинные тексты. Когда на литературе четверо одноклассников вынимают учебники, Женя достает красочную книгу сказок Сутеева. Подростки по очереди читают вслух басню «Волк на псарне», а Женя смотрит в окно. По словам учительницы, с ним она тоже читает, задает вопросы, особенно если ответ можно показать на картинке. Но у Жени аутизм, поэтому юноша не всегда может делать, что требуется. В тот день, что мы вместе проводим в школе, на литературе он просто сидит. А на труде – единственном предмете, по которому будет выпускной экзамен, – работает минут пять за три урока.
Усатый учитель Юрий Владимирович Ляшков предлагает ученикам надеть рабочие халаты и встать за верстаки: по программе сегодня – табурет.
– А с тобой, Женя, мы будем заниматься выжиганием. Слышишь, дружок?
– Нет! – Женя поднимает над головой левую руку и закрывает правое ухо.
Он сидит за партой, пока не подходит мама:
– Жень, надень халат.
Женя взвизгивает, но встает и идет. Не к вешалке, правда, а в коридор. Мама возвращает его и сажает за нужный стол.
– При мне он менее сговорчив, я обычно не сижу на уроках, пришла только из-за вас, – объясняет Ольга. – Обещала ему, если сейчас сядет, дать «киндер-сюрприз».
Один подросток делает ножку для табурета. Другой – пазы в ножке. Третий собирает табурет. Ваня – еще один мальчик с расстройством аутистического спектра – монотонно строгает. Его недавно допустили до верстака, потому что он лучше Жени выполняет инструкции учителя. Но Ваня вряд ли успеет подготовиться к выпускному, где нужно за три часа выпилить деталь по чертежу. Женя минут пять выжигает львенка. А в основном сидит или стоит у двери, размахивая руками.
Зато на геометрии Женя выходит к доске и чертит треугольник по известной стороне и прилегающим к ней углам. Ему, правда, сложно одновременно держать транспортир и отмечать углы. Поэтому он прикладывает инструмент к доске, а учитель и классный руководитель Ольга Викторовна Абахина держит.
– По математике у него общая программа с классом? – спрашиваю Ольгу Викторовну.
– Женя хорошо воспроизводит знакомые алгоритмы. Поэтому с геометрией, с уравнениями он справляется. А текстовую задачу по алгебре не решит.
Каждый получает домашние и проверочные задания, которые ему по силам. Так, на ближайшей контрольной Жене нужно будет строить треугольники по заданным условиям, а Ване – находить и отмечать треугольники среди других фигур.
– Для нас не менее важная задача – социальная адаптация, – продолжает Ольга Викторовна. – Мы учим их алгоритмам поведения, жизни в социуме, ведь без общества они пропадут.
Вместе до метро
– Женя, допустим, тебе нужно узнать у Вани домашнее задание, – говорит учительница Елена Борисовна Буровцева. – А я его мама. Алло! Женя, что ты должен сказать?
Женя сосредоточенно молчит. Потом повторяет за учителем «здравствуйте» и еще несколько слов, и класс переходит к новой теме – «Оформление окон». Мы смотрим на интерактивной доске фото наличников и ставней. Потом учитель раздает ученикам одинаковые изображения окна, и каждый подписывает детали: форточка, рама, подоконник.
– А сегодня чем мы оформляем окна? – спрашивает учитель.
– Цветами? – предлагает мальчик с хвостиком на макушке.
Но нет. Мы изучаем фото тюлевых штор, портьер, жалюзи. Потом все подходят к пластиковому окну, рассматривают двойное стекло, трогают розовые жалюзи.
– Мы изучаем, например, схему метро и ищем оптимальный маршрут, обсуждаем, как из Москвы можно добраться до аэропорта, – перечисляет темы уроков учитель, когда мальчики уходят обедать. – Учимся стирать: сначала разводим порошок в тазике и только потом кладем белье в воду. Родители довольны. В бытовой жизни наши дети иногда умеют больше сверстников из массовых школ.
Как вести себя на улице и в общественных местах, школьники отрабатывают на классных часах и в музеях (сейчас во многих есть программы для особых детей). По словам классного руководителя Ольги Викторовны, в пятом классе дети около полугода готовятся к первому походу в музей. Сперва они учатся передвигаться по городу группой. Идут, например, к метро: если кто-то не подождал учителя на переходе, все возвращаются и обсуждают ошибку. Снова идут. Кто-то прошел через турникеты раньше учителя – опять возвращаются. Потом тренируются, как стоять вокруг объекта и слушать экскурсовода, не расходясь.
– Мы заранее обсуждаем, какие вопросы задать экскурсоводу и как встать, чтобы плохо видящий ребенок оказался ближе к объекту, а плохо слышащий – к экскурсоводу, – объясняет Ольга Викторовна. – Поэтому наших детей обожают в музеях. На прошлой неделе ходили в Пушкинский.
Сейчас классные часы восьмиклассников посвящены предстоящим походам в колледжи, в которые они могут поступить через полтора года. Причем обсуждают все подробности, начиная с необходимость надеть бахилы при входе.
Хотя бы колледж
Каждый день после обеда у школьников есть специальная динамическая пауза. При мне большинство учеников из параллели – почему-то среди восьмиклассников ни одной девочки – изучают что-то вроде ирландских танцев. А Женя, Ваня и еще один подросток просто пляшут под музыку, каждый – по-своему, каждый – с улыбкой до ушей.
– Большинство наших выпускников идут в колледж, – продолжает Ольга Викторовна. – А после колледжа им фактически некуда идти. Многие родители отправляют детей в другой колледж – получать второе образование, уже за деньги. Работать все наши выпускники могут только под присмотром наставника.
Но некоторые находят работу. Один недавно в охранники пошел.
– Но если что случится, он ведь не сможет ничего сделать, – качает головой учитель «Основ социальной жизни».
Другой устроился кладовщиком на склад.
– Он единственный за мою практику, кто получил итоговую двойку по математике, – рассказывает Ольга Викторовна. – Я спросила, как же он работает, если не умеет считать. Он ответил, что считает напарник, а он расписывается. Чем это закончится?
Мы с Ольгой Викторовной выходим на улицу и видим Жениного одноклассника.
– Пошел домой? Позвони, скажи, что ты вышел, – заботливо говорит она.
Женя в школе ждет помощницу, чтобы ехать домой: мама с младшим братом давно уехали. Женина мама согласна, что после учебы детям некуда идти.
– Нигде лучше школы Жене не будет, – уверена она. – Но в последние годы появляется много новых проектов для таких людей. В основном детских, но есть и ремесленные мастерские для взрослых. Посмотрим.
Фото Евгении Жулановой
Подпишитесь на канал Русфонда в Telegram — первыми узнавайте новости о тех, кому вы уже помогли, и о тех, кто нуждается в вашей помощи.