Русфонду исполнилось 24 года
Всего с 1996 года Русфонд собрал свыше 15,038 млрд руб., помощь получили 25 857 ребенка. На 1 октября 2020 года собрано 977 160 915 руб., помощь получил 791 ребенок.
Я работал спецкором «Коммерсанта», когда создатель нашего издательского дома Владимир Яковлев предложил мне этот проект. В кабинете у Яковлева стояли огромные бумажные мешки с письмами. В письмах были просьбы о помощи. Владимир сказал: «Они ваши». Спрашиваю: «Почему я?» Отвечает: «Вы у нас единственный, кто имеет опыт газетной работы с такими обращениями». Я действительно после университета поработал пару лет спецкором в областной газете «Кузбасс».
Идея была такая. Мы проверяем и публикуем письма с просьбами одних читателей, а другие читатели помогают деньгами либо вещами. Я согласился только на три месяца. Поставлю дело – и обратно в спецкоры. И еще я попросил дополнительные полосы для рассказа о благотворителях, «потому что кто же даром станет помогать?!» «Станут, – ответил Яковлев, – потому что страна православная». И предложил на спор: с него, если проиграет, ящик «Хеннеси», а с меня мешок астраханской воблы.
Честно говоря, я не очень-то верил в эту затею. Но 30 декабря явился на редколлегию с мешком астраханской воблы в 18 килограммов. Я и сейчас помню это ощущение чуда: все опубликованные желания были исполнены, ну то есть полная поддержка читателями! Деньги к нам не заходили, они шли напрямую авторам писем, а я только раздавал адреса. Мы не регистрировали фонд, потому что тогда ни к чему было юридическое лицо, если вы не нуждались в банковском счете. Нам счет был не нужен, мы стали паромщиками на переправе. Первые публикации появились в журнале «Домовой». Был такой сильный продукт в «Коммерсанте».
Название «Русфонд» появилось в 2000 году, когда отделение Фонда Сороса в России предложило нам грант на создание сайта Российского фонда помощи. Мы с Сергеем Амбиндером, нынешним исполнительным директором Русфонда, придумали на выбор пару версий доменного имени: rufond.ru или rusfond.ru. А потом уже читатели rusfond.ru стали называть и полосы в «Коммерсанте» Русфондом. Сергей тогда сочинил первый макет сайта. А потом и все последующие его макеты, создал арт-дирекцию Русфонда, а сайт превратился в один из самых эффективных фандрайзинговых проектов страны.
Журналистский фандрайзинг многое что отличает от остальных форм благотворительных сборов. К примеру, цикличность. Мы жили от номера к номеру «Домового»: в каждом номере только свежие письма. А это значит, что авторы прежних просьб должны уже получить исчерпывающую помощь. То же происходило и с ежемесячными полосами в «Коммерсанте». Это очень жесткое правило. То есть вы должны публиковать только те просьбы, которые будут наверняка востребованы читателями. Я осознал это в первые же три месяца и понял, как добиться такого эффекта. С чистым сердцем и мешком астраханской воблы я заявил Яковлеву, что готов обратно в спецкоры, а новый командир фонда пусть зарубит себе на носу, что это фонд помощи вовсе не бедолагам, а читателям, людям не обязательно состоятельным, но обязательно состоявшимся. Потому что деньги у них, это они помогают. А мы только их менеджеры. Но Яковлев сказал: «У вас же глаза горят, оставайтесь». И я остался.
Больше всего читатели хотели помогать больным детям. Поэтому с начала нулевых годов темы помощи больным детям стали единственными. Еще в 1990-е годы мы обратили внимание на то, как охотно читатели отзываются на просьбы о помощи в приобретении, скажем так, удочки, а не рыбы. Купить, к примеру, летчику на пенсии трактор, чтобы мог обрабатывать землю и содержать семью. Купить компьютерный набор девушке с ДЦП, у которой парализованы ноги, чтобы она могла работать из дому, – а тогда не во всех конторах были компьютеры. Или старикам провести в дом газ, чтобы избавить от мороки с заготовкой дров на зиму.
Вот эта тема помощи средствами производства с нашим переходом на больничную детскую тематику получила неожиданное продолжение. Да такое, что стала на следующие два десятка лет главной в фандрайзинге Русфонда. Я говорю о наших программах поддержки инновационных высоких медицинских технологий. Из 15 млрд руб., собранных Русфондом за 24 года, 8,22 млрд руб. вложены в эти программы. Они рождались, как правило, по инициативе врачей, у которых было все, кроме денег. То есть мы, по сути дела, превратились в благотворительную инновационную компанию.
И Национальный регистр доноров костного мозга (Национальный РДКМ), который мы строим с 2017 года, тоже начинался в 2010 году в качестве финансовой благотворительной поддержки инициативы директора НИИ имени Р.М. Горбачевой Бориса Афанасьева. НИИ взялся строить свой регистр костного мозга. В 2010 году мы разово организовали пожертвование на полмиллиона долларов, как просил Борис Владимирович. А с 2013 года стали системно финансировать этот и еще семь регистров при госучреждениях. Мы инвестировали в эти проекты 552 млн руб., когда увидели, что вкладываемся в отсталую технологию. Мы изучили опыт европейских стран, узнали, что наиболее эффективными являются НКО-регистры, и предложили клиникам Минздрава создать сеть таких совместных НКО-предприятий.
Нас не поддержали ни клиники, ни Минздрав. Тогда мы впервые в истории Русфонда взялись сами реализовать проект – создать такую сеть. И создали. Национальный РДКМ совместно развивают государственные, коммерческие и некоммерческие организации. За 2,5 года Национальный РДКМ создал донорскую базу в 40 тыс. добровольцев. Минздрав и клиники-строители собственных регистров пока выступают против Национального РДКМ. Причина одна – конкуренция. Мы уверены в успешном будущем нашего регистра. Да, сейчас трудно, но кто сказал, что должно быть легко? Благодаря вашей, дорогие друзья, неустанной поддержке программ Русфонда, и в том числе Национального РДКМ, мы строим его как самый эффективный в стране: вдвое быстрее и втрое дешевле, чем госклиники. И с наивысшим качеством, потому что исследования генотипов добровольцев мы организовали на самом современном оборудовании.
Дорогие друзья! Большущее спасибо всем за многолетнюю поддержку и огромную помощь стране!
С 24-летием Русфонда!