«Я стараюсь помогать всем детям»
Постоянный жертвователь Русфонда – о том, почему для него важно заниматься благотворительностью
Как работа стала призванием
Интересно, что когда-то благотворительность для Максима Бига была рабочей обязанностью. Он был одним из руководителей филиала одного из крупных российских банков. Большие коммерческие организации обычно выделяют часть средств на благотворительные мероприятия, и кто-то должен этим распределением заниматься. Максиму и поручили это направление. Многие на его месте отнеслись бы к новой нагрузке без энтузиазма, но мой собеседник проникся и выполнял рабочие обязанности по зову сердца.– Проблему трудно решить, когда ты один, а если люди объединяются, они очень многое могут сделать вместе. Я это почувствовал еще в то время, когда мы участвовали в благотворительных мероприятиях одним маленьким офисом, а у банка возможности по-настоящему огромные, – говорит Максим.
Была только одна досадная вещь. Для некоторых коммерческих организаций меценатство не веление души и не традиция, а всего лишь пиар и возможность громче заявить о себе. Мероприятия делаются больше для того, чтобы «войти с помпой», нежели для реального «выхлопа».
– Часто для коммерческих структур это простая формальность. Крупные компании могут помогать нуждающимся гораздо эффективнее при своих возможностях, но не делают этого либо делают бестолково, – делится Максим.
К примеру, можно принять участие в широко разрекламированном марафоне по сбору средств на ТВ, а можно адресно и непублично перечислить деньги конкретному нуждающемуся. В каком случае эффективность выше? По мнению Максима, во втором, ведь деньги, собранные на марафоне, могут и по чужим карманам ненароком разойтись. Вопрос «кому довериться?» заботил нашего героя и тогда, когда он ушел из банка на вольные хлеба, открыл собственное дело и решил продолжать помогать людям самостоятельно.
Говорит, что обратил внимание на несколько благотворительных фондов, пробовал перечислять им определенные суммы, но его отпугнула непрозрачность работы этих организаций. Максим хотел точно знать, на что пошли его пожертвования. И тогда он прочитал о Русфонде в газете «Коммерсантъ». Собрав отзывы и мнения в интернете и среди знакомых, бизнесмен окончательно решился.
– Меня приятно порадовало, как организована работа в Русфонде. Я бы сказал, что у этого фонда всегда есть точка входа и точка выхода, то есть не просто история о больном ребенке и реквизиты для перечисления денег, но и собственно отчеты о полученных и потраченных средствах. Это логичная и совершенно прозрачная цепочка действий, – поясняет Максим.
Когда я спрашиваю собеседника, почему он не учредил собственный благотворительный фонд – благо опыта в этой сфере у него хватает, – Максим справедливо замечает, что этим делом должны заниматься профессионалы, а не любители.
– Моя задача – делиться заработком с теми, кто знает, как лучше всего оказать помощь, – говорит бизнесмен. – Одному человеку создать эффективную благотворительную организацию не под силу. Очень важно наработанное годами сотрудничество с лечебными организациями и производителями лекарственных препаратов и средств реабилитации. Потому что один и тот же препарат могут продать как по завышенной цене, так и со скидкой. Если сотрудники фонда знают, как приобрести лекарство дешевле, они смогут помочь большему количеству нуждающихся.
Статус не важен
Бизнесмен Максим Бига со своей семьей
В последнее время мы много слышим о тяжелой доле бизнесменов. Сначала была пандемия коронавируса, посадившая всю страну на карантин, потом по предпринимателям ударили западные санкции. Если оглядываться дальше в прошлое, вспомним, что в конце 2014 года резко взлетел курс доллара, вызвав в стране очередные экономические потрясения. Многие бизнесмены в эти годы не выдержали давления обстоятельств, не смогли выплатить кредиты и обанкротились. Но Максим Бига продолжал регулярно перечислять пожертвования. Как ему это удалось?
– Бизнес всегда подвержен спадам и кризисам, благо моя сфера – производство пищевых добавок – еще довольно стабильная, ведь люди хотят есть всегда, – объясняет Максим. – Большой плюс в том, что в бизнесе ты сам себе хозяин и самостоятельно решаешь, на что пустить средства: например, увеличить свою зарплату, инвестировать в расширение дела или еще на что-то направить. Я сразу расставил для себя приоритеты.
Некоторые знакомые спрашивали Максима, почему он не покупает новую машину? Он же бизнесмен, а не наемный сотрудник, живущий от получки до получки. Мой собеседник искренне удивляется:
– А зачем новая, если старая на ходу и не ломается? Можно, конечно, автомобиль менять раз в два года, но можно и раз в пять лет. Не вижу смысла тратить деньги ради подтверждения своего статуса. Лучше доброе дело сделать.
Жена Максима, к слову, эту точку зрения полностью разделяет: тот случай, когда супруги смотрят не друг на друга, а в одном направлении. А вот к понятию «десятины» мой собеседник относится с иронией.
– Смешно смотреть на людей, которые жертвуют лишь с одной целью – убедить вселенную дать им больше денег: чтобы то, что потратили, вернулось сторицей. Это, конечно, странный, коммерческий подход к делу, но я его не осуждаю. Неважно, по какой причине человек жертвует деньги, главное, что они нужны подопечным фондов, – убежден Максим. – Мне кажется, наше общество еще не совсем дозрело до осознанной благотворительности. А ведь больших сумм и не нужно. Если бы каждый гражданин регулярно отчислял фондам всего по 100 руб., мы бы смогли помочь всем больным детям.
Круг меценатов
Мне было интересно спросить Максима, как он относится к расхожему мнению, что чаще на благотворительность жертвуют бедные, а не богатые (последние якобы предпочитают купаться в своих деньгах, как Скрудж МакДак). И Максим меня удивил, сказав, что среди знакомых предпринимателей он знает только одного, который не занимается благотворительностью.– Многое из того, что было построено в нашей стране до революции, возводилось на средства купцов-меценатов, так что для состоятельных людей заниматься благотворительностью – давняя традиция. Другое дело, что в народе к богатым всегда предъявляли завышенные требования. Почему так мало дал? Почему не половину своего состояния? – говорит Максим. – Из-за этого кажется, что богатые совсем не жертвуют, но, согласитесь, требовать кратно больше – несправедливо.
А по каким критериям жертвуют деньги предприниматели? Здесь все очень индивидуально. Например, однажды Максима тронула история брата и сестры, получивших серьезные ожоги. Когда бизнесмен читал историю детей, он вспомнил, как перевязывал руку собственному ребенку, обжегшемуся о горячую сковородку, какой страх тогда испытал. И конечно, сразу же перевел деньги.
Мой собеседник живет в Обнинске, но старается помогать детям из разных регионов страны. Его история сотрудничества с краснодарским бюро Русфонда началась в 2021 году, когда собирали деньги на электрическое кресло-коляску для шестилетнего Саши Белькевичуса со спинальной мышечной атрофией. Мальчик мечтал учиться в обычной школе, но деньги на коляску взять было неоткуда: отец умер, а мама осталась с Сашей и годовалой дочкой на руках.
– У некоторых наших знакомых есть дети, имеющие проблемы со здоровьем. Мы видим эти ситуации изнутри, очень переживаем и благодарим Бога, что нас такое горе обошло. Поэтому я стараюсь помогать всем детям. Не такое уж у нас большое население страны, чтобы мы выбирали, кого спасать, а кого – нет, – считает Максим.
Фото из семейного архива Максима Бига