Совсем ручной автомобиль
Чуть-чуть техники и много бюрократии на пути инвалида к собственной машине
Игрушки для взрослого
С педалями рычаг ручного управления соединен одной длинной тягой. Тянешь рычаг назад – это газ. Толкаешь вперед – тормозМногие из тех, кто что-то придумывает и производит для инвалидов, пришли в эту сферу через собственные потребности. Бывший парапланерист с травмой позвоночника производит коляски; лыжник, лившийся ноги, разрабатывает протез для сноуборда; колясочник с несовершенным остеогенезом управляет хостелом для инвалидов; мама особого ребенка шьет специальную одежду для лежачих больных.
А с автомобилями совсем не так. Евгений Бециву, конструктор, производитель и одновременно установщик ручного управления, просто очень любит всяческую технику. С раннего детства, когда жил с родителями в деревне и, за неимением покупных игрушек, сам их для себя конструировал – сверлил, склеивал, наматывал резинки, чтобы они еще и двигались. Бизнес Евгения начался с того, что он увидел машину со шведским ручным управлением Carospeed и был поражен двумя вещами – изяществом технической идеи и дороговизной того, что получилось. Дело было восемь лет назад, такое оборудование стоило тогда в районе 50 тыс. руб. Женя решил на основе шведской конструкции создать свою.
О чем вообще речь? Мировые автопроизводители редко сами выпускают машины с ручным управлением. Поэтому стандартный путь – поставить дополнительное оборудование на обычный автомобиль. Ведь, по сути, ручное управление – это просто рычаги или ручки, механически связанные с педалями. Педали при этом остаются на месте – хорошая новость для Вари Иштряковой, на ее машине смогут ездить и обычные водители.
Стандартных мест для ручного управления два – на рулевой колонке и на полу. Но первый вариант Евгений категорически не принимает:
– Рулевая колонка обшита мягкой пластмассой, целые поколения техников работали над безопасностью. А вы берете и прикрепляете к ней металлические детали – представьте, что будет с ногами при аварии.
Буквально скопировать шведов было невозможно – у них совсем другие возможности, много специального оборудования. Евгений арендовал в Балашихе часть мастерской у родственника, который тоже работает в автомобильной сфере, и из того, что было доступно, создал российскую реплику шведского изделия в четыре-пять раз дешевле оригинала.
В первые годы его компании «Ручное управление» удавалось продавать по 50 комплектов в месяц. Всего вдвое меньше, чем у Manual-Auto – судя по всему, лидера этого микрорынка. Сейчас продажи у Евгения упали: «У людей стало меньше денег».
Собственная машина у него тоже с ручным управлением: между рулем и рычагом переключения передач торчит еще один рычаг с большой кнопкой. Тянешь его назад – это газ. Толкаешь вперед – тормоз. Весьма просто.
Заглядываю под сиденье – там Г-образная металлическая опора, короткое ее плечо смотрит вперед, и на нем-то установлен рычаг. От рычага вдоль центрального тоннеля уходит вперед к педалям одна круглая тяга. В этом Евгений и увидел красоту решения: бывают системы с двумя тягами.
Вот, собственно, и все ручное управление!
– Можно ездить с ним, а можно и снять, – говорит мастер. И тут же – ему никогда не лень возиться с техникой – показывает как. Через пять минут рычага с тягами уже нет, а еще через пять они снова на своих местах. Снимать металлическую основу на полу сложнее, но и незачем – она под сиденьем и не мешает.
Оборудование более-менее универсальное, но, чтобы приспособить его к конкретному автомобилю, приходится порой повозиться. У Евгения к автомобилю единственное требование – автоматическая коробка. Вроде бы очевидно – рук в лучшем случае две, не получится крутить руль, жать на тормоз, на газ, да еще и на сцепление. Но жизнь устроена сложнее.
Ловкость рук
Евгений Бециву показывает, как управлять автомобилем одними рукамиАлександр Павленко, создатель компании Manual-Auto, занимается ручным управлением уже лет двадцать. Раньше инвалидам бесплатно выдавали автомобили с ручным управлением, а Павленко работал на станции «Ветеран», где такие машины обслуживали.
– Давали «Таврию» с ручным управлением и «Оку». Это было такое убожество, настолько неудобно – как будто у тебя трактор, а не автомобиль для инвалида, – вспоминает Павленко.
В середине 2000-х обеспечивать инвалидов автомобилями перестали. А Павленко – благо опыта хватало – сам разработал ручное управление и наладил его производство. Живет он в пригороде Ставрополя: требования к ручному управлению здесь не похожи на московские.
– Например, человек живет в деревне, у него «Нива» и он стал инвалидом, – говорит Павленко. – Как ему быть? На иномарку повышенной проходимости нет денег, а «Веста» с автоматом просто не проедет. Это вообще не редкий случай: была машина с механикой, потом что-то случилось с ногами, а ездить нужно. Поэтому мы ставим ручное управление и на машины с механикой.
На сайте у Павленко есть видео, как это работает. Выглядит заковыристо. Справа от руля довольно-таки большой рычаг, закрепленный на рулевой колонке. Тянешь его на себя (как омыватель лобового стекла на обычной машине) – это газ. Толкаешь вперед – тормоз. А на конце рычага ручка. За нее рычаг можно вращать. Крутанул на себя – выжал сцепление. Оставил выжатым, той же рукой включил скорость и начинаешь потихонечку сцепление отпускать. При этом чуть-чуть тянешь рычаг на себя – подгазовываешь, чтобы не заглохнуть.
У самого Павленко эта эквилибристика получается ловко, но те, кому не приходилось ездить на механике, наверно, даже и не поняли мое описание. Конечно же, 17-летней девушке не надо начинать свою автомобильную жизнь с такой конструкции. Это для тех, кому действительно некуда деваться.
У Manual-Auto есть ручное управление и с напольным рычагом, и с подрулевыми. Подрулевой рычаг обычно только один, справа, нежелательно разносить газ и тормоз по разным рукам, одна из них должна всегда отвечать за руль – так безопаснее. В целом при прочих равных Павленко отдает предпочтение напольному рычагу.
Справа налево
Одной левой: проблемы корреспондента Русфонда на тест-драйве автомобиля с ручным управлениемВсе российское производство ручного управления – мелкое и полукустарное. Есть еще, например, тольяттинец Сергей Ягодкин, инвалид, который научился ставить управление на рулевую колонку, но внутрь, под обшивку. Есть Научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт (НАМИ), где, несмотря на солидное название, делают и ставят такое оборудование примерно так же – на основе опыта и «рукастости», а не на какой-то особо продвинутой технике.
Год назад я бы дальше стал перечислять представленных в России иностранцев – дорогих, но более качественных. Но чешская компания HURT с Россией больше не работает. С поставками немецкой Veigel проблемы, а цена перевалила за 100 тыс. руб. В то время как российское оборудование стоит 1030 тыс. руб. плюс еще несколько тысяч за установку.
– В мире чего только не делают для машин, которыми управляют инвалиды, – говорит Михаил Коновалов, работающий с Veigel в России. – Есть багажник на крыше, куда автоматически убирается кресло. Есть вариант с задней дверью – высовывается механическая рука и затаскивает кресло внутрь. Много всего придумано, все это давно существует – фирме Veigel уже больше 100 лет.
В России, конечно, дело тоже не ограничивается несколькими конструкциями, которые я описал. Все зависит от потребностей. Рычаг тормоза-газа можно поставить и под левую руку, если с правой проблемы. Бывает двойной рычаг, чтобы управлять любой рукой. Для инвалидов с травмой шеи, у которых плохо работают пальцы, существует так называемый трезубец – штука на руле, в которую вставляется рука. Есть очень простая система для переноса педали газа под левую ногу. Есть удлинители педалей – для тех, кто до обычных не достает.
Варе эти тонкости ни к чему. Ей нужен будет просто рычаг на полу – газ назад, тормоз вперед.
Но легко ли ездить на такой машине?
Джойстик и десять справок
Рычаг на полу – он же и ручник, для этого на нем специальная кнопка. Ставлю на ручник, включаю Drive, снимаю с ручника... Все, едем. Это не страшно и не то чтобы сложно, скорее забавно. Ощущаешь себя в компьютерной игре – как будто в руке у тебя мышка или джойстик.– Работайте не всей рукой, а кистью и пальцами, – советует Женя.
От этого ощущение виртуальности даже усиливается. Мне уже кажется, что так удобнее, чем с педалями. Ногой сложнее дозировать усилие, рука – орган более чувствительный. Но на повороте приятные ощущения мгновенно улетучиваются: я бросаю газ-тормоз и по привычке кручу руль двумя руками. А здесь так нельзя – за руль отвечает только левая. И она же, помимо поворотников, заведует дворниками – нужно время, чтобы приноровиться. Но все равно это в целом гораздо проще, чем казалось. Варя наверняка справится.
Только есть одно но. Мало переоборудовать машину. Нужно это переоборудование зарегистрировать. Это и раньше было не очень просто. А несколько лет назад правила доработали, и процедура превратилась в какую-то пародию на саму себя.
Вот ее основные этапы:
– Инвалид проходит в аккредитованной организации предварительную экспертизу и получает заключение, что переоборудование возможно.
– Получает в ГИБДД разрешение на переоборудование.
– Устанавливает оборудование.
– Еще раз проходит экспертизу в аккредитованной организации, чтобы подтвердить, что оборудование установлено.
– Проходит техосмотр, где в графу техпаспорта «масса автомобиля» вносят изменения – он же стал тяжелее.
– Регистрирует внесенные изменения в ГИБДД.
И это полдела. Когда-нибудь он захочет машину продать, и покупателю ручное управление почти наверняка будет не нужно – обычных водителей во много раз больше, чем инвалидов. А чтобы снять ручное управление, придется пройти все эти этапы еще раз.
Но бюрократическое безумие компенсируется необязательностью. По словам установщиков, большинство владельцев ничего нигде не регистрируют. ГИБДД смотрит на это сквозь пальцы, и даже в случае аварии это вроде бы не мешает страховым выплатам. Но есть и такие, кто регистрирует: вдруг после ДТП дойдет до суда – и какой-нибудь особо въедливый юрист придерется к отсутствию положенных разрешений, справок и печатей.
Фото и видео Евгении Жулановой