Трудный диалог с системой
Кинопрокатчики не хотят показывать фильм о детской трансплантации
Премьера фильма «Systema» была намечена в конце октября в московском кинотеатре «Октябрь» на Новом Арбате. Организаторы получили более 500 заявок от желающих прийти на просмотр и пообщаться с героями и создателями картины. Однако за несколько дней до премьеры кинотеатр отказался от показа без объяснения причин. Затем также пришли отказы еще от нескольких кинотеатров, расположенных в крупных торговых центрах.
– Причиной отказа стал телефонный звонок в администрацию кинотеатра, звонивший желал кинотеатру «не иметь проблем». Мы предложили администрации «Октября» самим посмотреть фильм и решить, можно ли его показывать, но они отказались. Думаю, что и те, кто звонил, тоже фильм не смотрели, – говорит режиссер картины Клавдия Бершадская. – Мы два с половиной года снимали фильм не в подполье, публично рассказывали о наших планах, объявляли сбор, когда нам не хватило на съемки двух с лишним миллионов собственных средств. Но нам никто не звонил, ничего не запрещал и не пытался что-то обсудить. Просто мы живем сейчас в сложное время: все, что касается каких-то проблем, каких-то трудных тем, – лучше не надо, от греха подальше. А может, кого-то смутило название. «Система»? Ага, значит, это против системы!
Клавдия Бершадская отмечает, что фильм сделан не с позиции обвинения, а как призыв к диалогу и размышлению:
– Фильм не построен на конфликте. Он не о том, что где-то там уволили доктора. А о том, что убрали технологию, метод, позволявший спасти жизни тех детей, которых при стандартном подходе спасти не могут. Система так устроена, что ей в принципе все равно. Но не все равно родителям, для которых ребенок – это вся жизнь. В финале фильма двери операционной закрываются... И они закрываются не перед Каабаком, а перед этими детьми. Минздрав РФ должен был что-то придумать, предложить пути решения, раз не нашел общего языка с вот этим «сложным доктором». Но министерство предпочло просто замять историю. Наш фильм – это призыв обратить внимание на ситуацию и что-то изменить.
На вопрос, почему она выбрала именно эту тему, Клавдия Бершадская отвечает так:
– Мы все читаем соцсети. Однажды мне случайно попалась статья про детскую трансплантацию. Сначала стало просто интересно – у меня тоже есть дети. Потом поняла, что я и многие из нас про трансплантацию не знаем практически ничего, а должны бы. Не знаем, например, что все мы посмертные доноры, если не написали отказ при жизни. Не знаем, какие симптомы бывают у детей, когда отказывают почки. Не знаем, что обычная ОРВИ у ребенка может дать осложнение на почки и, как следствие, уничтожить их. Я нашла Михаила Михайловича Каабака, поговорила с ним. И поняла, что эту тему стараются не замечать, не говорить о ней вне сообщества родителей, у которых больны дети. А трансплантация на сегодняшний день – это норма, и говорить о ней нужно как о норме. Мне, как режиссеру, неинтересно снимать про ромашки, когда есть такие темы. Я хочу снимать социально важное кино.
Тема детской трансплантации действительно сложная и серьезная. Конфликт детского трансплантолога Михаила Каабака с Национальным медицинским исследовательским центром (НМИЦ) здоровья детей был очень громким и вызвал широкий общественный резонанс. В 2019 году Михаила Каабака и его коллегу Надежду Раппопорт (Бабенко) уволили вследствие прекращения в стране программы трансплантации почки маловесным детям. Под давлением общественности Минздрав поручил восстановить трансплантологов в должности. В 2020 году хирурга пытались судить за применение препарата алемтузумаб, который многие годы используют трансплантологи всего мира. А в 2021-м Каабак был снова уволен с абсурдной формулировкой «за неисполнение обязанностей и дисциплинарные взыскания». Тогда же из НМИЦ уволилась и Надежда Раппопорт – из-за бюрократических препон в работе: врачебные консилиумы отказывались согласовывать операции и отменяли жизненно необходимые детям препараты.
Однако сам Михаил Каабак говорит, что фильм ему не очень понравился, так как в нем слишком много внимания уделяется его конфликтам и судебным спорам с НМИЦ, вместо того чтобы говорить о помощи пациентам. Об этом Каабак написал в открытом письме создателям картины: «Эти конфликты я считаю в настоящий момент исчерпанными (в том числе и в правовом смысле). Считаю, что нет смысла и сил возвращаться к этим конфликтам вновь и вновь. <...> Решение любого конфликта возможно только через диалог. Между тем фильм не позволяет заинтересованному зрителю услышать точку зрения моих оппонентов. Я считаю это большим упущением».
Еще одна героиня фильма, Марина Десятская, основатель пациентской организации «Темида» и мама мальчика Димы, который перенес трансплантацию почки, с Михаилом Каабаком не согласна: – С оппонентом можно разговаривать, когда он сам хочет разговаривать. А с нами разговаривать как не хотели, так и не хотят. Проще сделать вид, что никакой проблемы не существует, или что вся проблема в конкретном докторе, или в упрямстве родителей, или еще в каких-то частностях, не стоящих серьезного внимания.
По мнению Десятской, фильм хорош именно потому, что дал возможность высказаться тем, кого никто не хотел да и не хочет слушать, – родителям тяжелобольных детей:
– Знаете, как с нами обычно разговаривают? «Так, мамочка, вы помолчите, вы тут не кричите, вас не спрашивают, мы лучше знаем!» Вот и весь разговор. Режиссер фильма Клавдия Бершадская практически прожила с нашей семьей эти два года. Наша история показана честно и точно, ничего не искажено, все, что я хотела рассказать, вошло в фильм. Это был уникальный шанс для всех родителей сказать зрителям: смотрите, мы есть, наши дети есть, и у нас вот такая беда. Моего ребенка спасли, а другие дети лишены теперь такого шанса. Услышьте нас, пожалуйста!
Что касается того, правильно или неправильно снят фильм, – не мне судить. Мы – герои, мы как бы внутри этой истории. Судить, наверное, зрителям.
После того как кинотеатр «Октябрь» отменил показ фильма, авторы выложили его на сайте киностудии Human Pictures. И уже есть отклики первых зрителей:
«Сейчас, когда смотришь документальное кино, или интервью, или новости, то всегда видишь позицию режиссера, или интервьюера, или телеведущего. Мне кажется, что должно быть просто изложение фактов – без личной оценки, так как любая информация, особенно кино, рассчитана на то, что я, зритель, сделаю свои собственные выводы, дам свою собственную оценку. Это кино именно такое – просто история детского хирурга и мам, которые стояли на грани. Но это не слезодавилка. Это информационное кино, очень симпатичное и сложное, и оно для массового зрителя, а не только для родителей, которые столкнулись с неизлечимыми болезнями детей».
Наконец, 10 ноября фильм «Systema» был впервые показан на большом экране – премьера прошла в Тюмени, в театральном центре «Космос» и собрала сотни зрителей. Хочется надеяться, что в ближайшее время фильм смогут увидеть и в других городах и даже когда-нибудь – в Москве.
Фото: human-films.ru