18.03.2016
Русфонд.Право
Неместные дети
Москва не хочет принимать сирот из других регионов
Мария Дармина,
координатор проекта «Русфонд.Право»
В конце декабря прошлого года правительство Москвы приняло постановление, меняющее установленный порядок начисления социальных выплат. Наиболее чувствительно новый законодательный акт бьет по одной из самых уязвимых групп – детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, о мерах по поддержке которых так много говорится в Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы, утвержденной Указом Президента РФ от 1 июня 2012 года № 761.
Согласно Постановлению от 23.12.2015 № 932-ПП, право на ежемесячную компенсационную выплату имеют только семьи, взявшие под опеку детей, «имеющих место жительства в городе Москве». При этом, вопреки всем юридическим нормам, гласящим, что местом жительства несовершеннолетних должно считаться место жительства их законных представителей, московские власти трактуют данный пункт однозначно: для получения выплат у детей должна быть постоянная регистрация в Москве. Руководствуясь новыми правилами, территориальные органы соцзащиты отказывают детям-сиротам, не имеющим московской прописки, в предоставлении мест в детских садах, бесплатного проезда в городском транспорте, бесплатного детского питания на молочных кухнях, услуг по реабилитации детей-инвалидов. Вероятнее всего, последуют отказы и в предоставлении путевок для отдыха и оздоровления.
Нужно особо отметить, что вышеупомянутое постановление – инициатива исключительно московских чиновников. Москва – единственный субъект Федерации, который грубо нарушает права и законные интересы детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, закрепленные в федеральном законодательстве и Конституции РФ, в статье 2 («Предотвращение дискриминации»), статье 3 («Наилучшее обеспечение прав ребенка»), статье 20 («Защита ребенка, лишенного семьи») Конвенции о правах ребенка.
Таким образом, нарушая конституционные принципы и выходя за пределы своих полномочий, правительство Москвы не просто дискриминирует детей по месту рождения и делит на «московских» и «немосковских», но и лишает семьи, взявшие подопечных из региональных детских домов, обещанной государством социальной поддержки.
В целом данное постановление ставит ряд существенных барьеров для москвичей, решивших взять детей из региональных детских домов, и для семей с приемными детьми, желающих переехать в Москву из других субъектов РФ. Так что нет ничего удивительного в том, что изменения, принятые правительством Москвы, вызвали большой резонанс не только среди опекунов и попечителей, но и общественных деятелей, правозащитников и чиновников. Посыпались многочисленные обращения от законных представителей детей в общественные организации, в том числе – в Общественную палату РФ, в центр «Соучастие в судьбе», было проведено несколько судебных слушаний по факту отказа в предоставлении социальных выплат. Уже в начале этого года запрос на проверку конституционности постановления был направлен в Генпрокуратуру. Наконец, 10 марта проблемные пункты постановления были вынесены на общественное обсуждение.
Слушания о реализации правового акта, организованные комиссией по поддержке семьи, детей и материнства, проходили в Общественной палате РФ. Среди участников – представители профильных ведомств, правозащитники, делегаты от некоммерческих организаций, приемные родители. При этом одними из первых свою позицию обозначили чиновники Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы, принявшего пресловутое постановление. «Москва не в состоянии обеспечить выплаты, поскольку они неуклонно растут в связи с притоком детей из других субъектов РФ», – утверждали представители ведомства, отмечая, что из 3 млрд рублей, которые ежегодно тратятся на приемные семьи, 1,2 млрд идут исключительно на детей из других регионов (к слову, эта сумма меньше, чем, например, расходы на мероприятия для подготовки к чемпионату мира по футболу, на которые из московского бюджета за 2016 год выделено 1,5 млрд рублей). Как отметил правозащитник и руководитель центра «Соучастие в судьбе» Алексей Головань, из выступлений представителей Департамента труда и социальной защиты было понятно, что дети-сироты оказались одной из основных угроз для бюджета Москвы, которым занимается тот же Департамент труда и социальной защиты населения. «Ситуация, когда законные представители детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вынуждены заниматься не воспитанием и развитием подопечных, а затрачивать усилия и время на обращения в суды для предоставления выплат, гарантий и льгот, установленных законодательством, – сказал Головань, – является неприемлемой и противоречит правам и интересам указанной категории детей». К счастью, сторонников нововведений среди чиновников и экспертов оказалось не так много: делегаты от Минобрнауки и Федеральной миграционной службы так же, как и большинство правозащитников, признали, что 20-я статья Гражданского кодекса РФ, утверждающая, что «местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает», а «местом жительства несовершеннолетних признается место жительства их законных представителей», имеет преобладающее значение в данном случае, не говоря уже о том, что наличие или отсутствие регистрации не должно влиять на реализацию прав и свобод граждан. Эксперты сошлись в необходимости возобновить прекращенные выплаты и создать механизм досудебного разрешения конфликтов по спорным ситуациям, возникающим при постановке на учет приемных семей и детей, а также разработать базовый минимум компенсационных выплат на федеральном уровне. Особенно активно обсуждалась возможность установить для регионов ответственность за поддержку ребенка, переезжающего в другой регион, т. е. организовать совместное финансирование регионами регистрации и регионами фактического проживания детей из детских домов.
По итогам общественных слушаний разрабатывается документ, который будет передан их участникам, в том числе в Департамент труда и социальной защиты населения города Москвы. В скором времени станет известно решение Генпрокуратуры о законности Постановления № 932-ПП и возможности его правоприменения. А пока данные решения не приняты, при московском Департаменте труда и социальной защиты населения создана рабочая комиссия, в которую можно обратиться для индивидуального рассмотрения вопросов, связанных с социальными выплатами для иногородних детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
По имеющейся информации, никто из правозащитников, представителей общественности и экспертов, занимающих позицию, отличную от позиции чиновников Департамента труда и соцзащиты населения, в рабочую комиссию не попал. И действительно – зачем? Куда спокойнее решать волнующие общество проблемы за закрытыми дверями.
При реализации проекта «Русфонд.Право» используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015г. №79-рп и на основании конкурса, проведенного Общероссийским общественным движением «Гражданское достоинство».
|