10.03.2017
Недетское дело
Нужно ли школьнику быть благотворителем
Анастасия Бачинская,
корреспондент крымского бюро Русфонда
Чем больше детей принимает участие в благотворительных акциях, собирая деньги на помощь больным, чем разнообразнее становятся эти акции, тем чаще раздаются скептические комментарии: мол, у детей денег нет, значит, опять поборы с родителей, дети должны не деньги перечислять, а делиться с нуждающимися своими игрушками. Если весь класс собирает деньги, нарушается главный принцип благотворительности – добровольность. Зачем учить этому детей? Что это даст им во взрослой жизни?
Накануне 8 марта в одной из московских школ педагог, отвечающий за внеклассную работу, и в том числе за маленькие благотворительные акции, в которых участвуют дети, предложила старшеклассникам не покупать цветы и подарки для учителей, а перечислить предназначенные для этого деньги в благотворительный фонд. Против выступила мама одного из учеников – председатель родительского комитета. Аргумент ее был простой: поскольку это деньги родителей, распоряжаться ими дети не могут, а уж учителя со своими «благотворительными идеями» – тем более.
Такие истории происходят редко. Но тем не менее дискуссии они вызывают. Оговоримся сразу: никто и никогда не выступал против того, чтобы привлекать детей к благотворительным акциям и мероприятиям. Как правило, школьники проводят ярмарки нехитрых поделок, дарят больным детям свои игрушки и рисунки, устраивают в больницах представления и спектакли.
Но в последние годы школьные благотворительные акции становятся все разнообразнее и собирают уже нешуточные деньги. Например, три года в Москве проходит акция «Дети вместо цветов». Первого сентября ученики дарят педагогам не охапки дорогостоящих цветов, а по одному букету от класса. Сэкономленные деньги отправляют в благотворительные фонды помощи хосписам. В 2014 году таким образом было собрано 6 млн руб., в 2015-м – 8 млн, а в 2016-м – уже 17, 9 млн руб. В прошлом году к акции присоединились школьники Нижнего Новгорода и Новосибирска.
А школьники из одиннадцати регионов России за последние два года пожертвовали подопечным Русфонда 1 444 047 руб. Миллионные суммы впечатляют. Но если разделить эти деньги на всех маленьких благотворителей, то суммы получатся совсем небольшие – ни одна семья, конечно, не обеднела.
Но именно то, что вместо игрушек, поделок и рисунков дети жертвуют деньги, и порождает сомнение у некоторых родителей: стоит ли с раннего возраста приобщать детей к такой финансовой благотворительности? Ведь самостоятельно они еще не зарабатывают. Противники вовлечения детей в финансовую деятельность могут привести вполне убедительные аргументы. А что, если участие детей – это маркетинговый ход, чтобы поднять сборы, и дети становятся лишь инструментом? А что, если мероприятие, вместо того чтобы пробудить в ребенке сострадание к ближнему, только оттолкнет его и вместо сострадания вызовет безразличие? Что, если ребенок будет принимать участие в подобном мероприятии формально, только потому, что «так принято»?
Психотерапевт, член Общества психоаналитической психотерапии Елена Ратнер объясняет: «В дошкольном возрасте каждый ребенок считает себя центром вселенной. Это не капризы – это особенность детской психики. По мере социализации в школе дети приходят к мысли, что вокруг есть другие дети, другие люди. Именно в этот период участие в благотворительных мероприятиях – очень позитивный момент для развития личности ребенка. Он быстрее понимает, что на свете есть люди, которые нуждаются в помощи, что важно таким людям помогать».
Такого же мнения придерживается и учитель московской гимназии №1558, почетный работник образования Мария Степенина: «Дети должны знать, что помимо их уютного мира есть другие люди, другой мир, где кому-то нечего надеть, кто-то голоден, кто-то болеет. Благотворительность должна учить сочувствию и состраданию, которых становится все меньше. Мы ведь все знаем, чего хотим лично для себя, а тут мы хотим для других: чтобы ребенок выздоровел. При этом необязательно все должно упираться в деньги. Я, например, со своими учениками собираю подарки и учу их писать письма детям в онкоцентр».
Все это примеры неформального отношения организаторов акций к благотворительности. Чем оригинальнее идея, тем искреннее ребенок вовлекается в благородное дело.
«Все зависит от того, как мотивировать ребенка участвовать в акциях, – продолжает Елена Ратнер. – Если его заставляют что-то делать “потому что так делают все”, это ничего, кроме внутреннего протеста, не вызовет. Поэтому нужно объяснять каждому маленькому благотворителю, для чего это делается. Ребенку очень важно чувствовать себя хорошим – благотворительность в этом смысле прямой путь к самоуважению. А достигается это с помощью денег или без них – это все равно».