SMS сквозь слезы
Как Русфонду мешают принимать пожертвования на короткие номера
SMS на короткий номер – безусловно, самый быстрый, простой и доступный вариант благотворительности. Десять лет назад Русфонд первым создал для благотворителей такую возможность. А в прошлом году 700 тыс. человек пожертвовали через наши короткие номера 5541 и 5542 в общей сложности 203 024 472 руб.
Вообще тут все очень непросто. Мобильные платежи – схема обычно весьма затратная. Сотовый оператор, SMS-провайдер и обслуживающий их банк забирают десятки процентов переводимой суммы, иногда больше половины. Но с благотворительными эсэмэсками иначе – особенно если речь о крупных известных фондах. Из денег, которые жертвуют Русфонду абоненты МТС, «Билайна», «Мегафона» и Tele2, посредники получали всего 58%. Их доли делятся по-разному. Сотовому оператору обычно достается больше половины. SMS‑провайдеру – для Русфонда и еще примерно тысячи благотворительных фондов это компания «Миксплат» – примерно вдвое меньше. Банку – доли процента.
Так это работало. Но прошлой весной Tele2 внезапно отключил «Миксплат», а значит, и фонды от своего сервиса мобильных платежей. В Tele2 объясняют, что уже давно ловили «Миксплат» на нарушениях. В частности, на мискодинге – схеме, когда SMS-провайдер проводит обычный платеж под видом благотворительного, чтобы поменьше отдать сотовому оператору. Или, например, на списании денег без ведома абонента. Tele2, чтобы в корне пресечь зло, предложил тогда фондам вместо «Миксплата» работать через компанию ТЕКО, у которой есть антифрод – «антижульническая» система собственного производства. Но «Миксплат» отрицал наличие серьезных нарушений, фондам не нравилось, что им навязывают нового незнакомого посредника, и Tele2 вскоре восстановил «Миксплату» подключение.
Дальше – страннее. Летом 2020 года Tele2 объявил среди SMS-провайдеров аукцион на повышение своей комиссии с благотворительных SMS. Если быть совсем точным, это называется процедура закупок. Так вот, по ее условиям фондам должно было доставаться не меньше 92%. Но «Миксплат», ТЕКО и еще одна компания, названия которой никто почему-то не помнит, так увлеклись борьбой, что, двигаясь с шагом 0,5%, подняли комиссию Tele2 до 12,95%. Фактически взялись работать себе в убыток. Победителем был объявлен «Миксплат», резервным поставщиком – ТЕКО.
«Миксплат», как и раньше, перечислял Русфонду 92% от суммы пожертвований – как потом выяснилось, разницу между 8 и 12,95% он теперь покрывал из собственных средств. Но у банка, через который «Миксплат» работал с сотовыми операторами, отобрали лицензию, и компания заключила соглашение с другим – «Единой кассой». А тот согласился сотрудничать с «Миксплатом» только в обслуживании абонентов МТС, «Мегафона» и «Билайна» – но не Tele2. Остальное – дело техники: Tele2 объясняет, что «приложил максимум усилий, чтобы помочь компании-агрегатору решить возникшую на ее стороне» проблему, дал ей дополнительное время, но все-таки был вынужден перейти на резервного поставщика – ТЕКО. А комиссия осталась прежней – 12,95%. Доля фондов автоматически сокращалась с 92 до 87,05%. А у Tele2 она теперь была примерно втрое больше, чем до аукциона, когда он, скорее всего, получал около 5%. Tele2, правда, разослал письмо с обещанием, что, после того как фонды заключат соглашение с ТЕКО, комиссия снизится до прежних 8%. Но официального предложения ставок фонды не получили.
Когда в бизнесе выясняют отношения, всегда так. Все ужасно запутанно. Каждый считает, что прав. И каждый обвиняет остальных во всех возможных нарушениях и аффилированности. ТЕКО связана с Tele2, «Миксплат» – с фондами и так далее.
Позиция Русфонда проста. Неважно, кто контрагент – ТЕКО, «Миксплат», какая-то другая компания. Важны эффективность, экономия и честность. Работать с «Миксплатом» нам удобно: отлаженные схемы, четкая статистика, льготные условия. При этом никто из наших собеседников в Tele2 так и не привел нам доказательств серьезных нарушений «Миксплата». Сколько мы ни просили. Зато у нас есть доказательства – обнародуем, если понадобится, – что Tele2 не помогал «Миксплату» решить проблемы, а как раз наоборот, препятствовал заключению соглашения между ним и «Единой кассой». То есть ограничивал честную конкуренцию.
Переходить в таких условиях на обслуживание в ТЕКО странно. Тем более с возможным ухудшением условий: у нас нет уверенности, что льготы сохранятся, а терять благотворительные средства из‑за корпоративных споров мы просто не имеем права. Большинство благотворительных фондов разделяют нашу позицию. В конце концов, для абонентов Tele2 есть много других способов жертвовать деньги.