В Московском государственном психолого‑педагогическом университете (МГППУ) адаптировали сказку «Репка» для слабовидящих
Магистрантка программы МГППУ «Организация коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими нарушения речевого развития» Алена Филатова и ее научный руководитель Людмила Тишина, заведующая кафедрой специального (дефектологического) образования, представили адаптированную версию сказки «Репка» из цикла «Навстречу книге».
Серия состоит из четырех частей: иллюстрированного текста сказки, напечатанного укрупненным шрифтом, иллюстраций, выполненных графическими символами альтернативной и дополнительной коммуникации, игрового комплекса по сказке и методических рекомендаций по работе с серией книг для родителей и педагогов.
– Сама работа со сказкой предполагала адаптацию текста для детей с особыми образовательным потребностями, – рассказала Алена Филатова. – Я работала над уточнением и логикой построения содержательной стороны сказки, упрощением лексической составляющей, дополняла текст связками, необходимыми для понимания текста и построения цепочки событий, разделением труднопроизносимых слов на слоги, расстановкой ударений. Потом специалисты библиотеки использовали альтернативную и дополнительную коммуникацию для набора текста, чтобы печатная версия была доступна и детям с нарушением зрения.
Также авторы разрабатывали игровые задания для уточнения понимания событий, героев, отдельных лексических компонентов текста и прочих деталей, способствующих познавательному и речевому развитию. Например, расставить персонажей сказки по порядку, найти среди изображений других овощей именно репку или лишнего персонажа, подобрать инструменты, которые могли понадобиться дедушке для посева семян репки, и так далее.
Одной из сложностей стала работа над содержательной стороной текста. Чтобы упростить понимание, авторы объясняли сложные обороты и сокращения.
– Текст детской сказки «Репка» знаком каждому из нас, и на первый взгляд кажется, что смысл полностью понятен. Но если обратить внимание на первоначальный текст, то можно изменить множество сложных лексических оборотов, сокращений, а также трудное для восприятия начало сказки, – уточняет Алена Филатова. – Эти содержательные аспекты могут вызвать затруднение у детей с особенностями развития. Необходимо подобрать понятные детям слова, которые могут обеспечить понимание прочитанного ребенком дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями.
Для обложек и иллюстрации сказок использовались рисунки воспитанников детского сада «Кудесница» Петроградского района Санкт-Петербурга.
В будущем проект получит продолжение. Планируется разработка материалов для работы над смысловой стороной процесса чтения с младшими школьниками с тяжелыми нарушениями речи и задержкой психического развития.