Русфонд.Право
Сами мы не местные
Почему московские власти отказываются признавать сирот из регионов
Московские чиновники отказались заключить договор о приемной семье с москвичкой Евгенией Т., взявшей под опеку девочку-инвалида из Нижегородского специализированного дома ребенка. Новые правила, установленные столичными властями в конце прошлого года, допускают возмездную опеку в форме приемных и патронатных семей только в отношении «московских» детей. Такой порядок противоречит федеральному законодательству, заявляют юристы проекта «Русфонд.Право», которые помогали Евгении добиться справедливости.
Евгения Т. стала опекуном трехлетней Риты М. полгода назад, в феврале 2016 года. Малышку с генетическим заболеванием, от которой мать отказалась в роддоме, Евгения забрала из дома ребенка в Нижнем Новгороде.
В Нижнем Новгороде глава администрации Ленинского района издал распоряжение об установлении опеки над Ритой на возмездной основе в соответствии с договором о приемной семье. Рита была передана на воспитание Евгении, а распоряжение направлено в Управление социальной защиты населения ЗАО города Москвы.
В Москве Риту 18 февраля взял на учет отдел соцзащиты района Крылатское. 29 февраля Евгения подала в отдел заявление на заключение договора о приемной семье, предоставив документ о назначении ее опекуном, как того требуют Правила заключения договора об осуществлении опеки или попечительства в отношении несовершеннолетнего подопечного. Приемный родитель, в соответствии с этими правилами, кроме выплат на содержание ребенка получает ежемесячное вознаграждение.
Через две недели после подачи Евгенией заявления отдел соцзащиты района Крылатское отказал ей в заключении договора, а 5 мая отказ подтвердил Департамент труда и социальной защиты населения города Москвы, в который пожаловалась приемная мама. Чиновники сослались на внесенные 23 декабря 2015 года изменения в более ранние постановления столичного правительства о выплатах на содержание детей в приемных семьях и вознаграждении приемным родителям (376-ПП от 15.05.2007 и 93-ПП от 29.03.2011). С 1 января 2016 года московские власти требуют, чтобы местом жительства приемного ребенка была Москва, под опеку дети были переданы также в Москве, а в случае, если ребенок взят из казенного учреждения для сирот, оно опять-таки должно находиться на территории Москвы.
– Изменения в постановлениях столичных властей не несут прямых ограничений на заключение договора о приемной семье в отношении иногородних детей, но делают невозможным назначение положенных по закону выплат, – говорит юрист проекта «Русфонд.Право» Светлана Федорова. – Поэтому с января столичные органы опеки и попечительства стали отказывать и в заключении договора о приемной семье. Таких случаев уже очень много.
Таким образом, единственным основанием для отказа в заключении договора послужил тот факт, что Евгения взяла Риту под опеку в регионе РФ. Рита была зарегистрирована по месту пребывания в нижегородском доме ребенка, сейчас – также по месту пребывания – по московскому адресу опекуна. Постоянной регистрации в Москве у нее нет, а именно с ней московские чиновники связывают понятие «место жительства».
– Это полностью противоречит Гражданскому кодексу РФ. В ст. 20 ГК РФ сказано, что местом жительства гражданина является место его постоянного или преимущественного проживания, а для несовершеннолетних – место жительства его законных представителей: родителей, усыновителей, опекунов, – возражает Федорова.
После отказа Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы юристы «Русфонд.Право» решили, что Евгении следует опротестовать отказ в судебном порядке, и помогли составить иск в Кунцевский районный суд Москвы.
«Регистрация или ее отсутствие не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией и законами Российской Федерации», – сказано в исковом заявлении со ссылкой на закон «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации».
– Следовательно, отсутствие у гражданина регистрации или наличие регистрации по месту пребывания не может быть условием реализации его конституционных прав, в частности права на свободу передвижения, права на государственную защиту материнства, детства и семьи, – отмечает Федорова и напоминает также о правовой позиции Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Министерства образования и науки (Письмо № 07-3083 от 25.12.2015). Согласно этому документу, орган опеки и попечительства при решении вопросов по заключению договора о создании приемной семьи, о постановке несовершеннолетних подопечных на учет, назначении выплаты денежных средств на содержание подопечных должен руководствоваться определением места жительства, данным в ст. 20 ГК РФ.
История Риты и ее приемной мамы окончилась благополучно. Узнав о готовящемся иске и твердом намерении юристов проекта «Русфонд.Право» довести дело до суда, органы опеки и попечительства пошли на попятный и согласились заключить с Евгенией договор о приемной семье. 20 июня 2016 года начальник отдела социальной защиты населения района Крылатское Елена Ступакова издала распоряжение о заключении с Евгенией Т. договора о приемной семье сроком на один год.
Евгения получит все полагающиеся выплаты. Теперь в ее семье двое детей: шестилетний Гена и трехлетняя Рита. «Когда я увидела Риту, не могла смириться с мыслью, что ее дальнейшая судьба – дом инвалидов, – говорит Евгения. – Теперь я Риту не оставлю, считаю ее своим ребенком».
Подготовила Наталия Жукова
При реализации проекта «Русфонд.Право» используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015г. №79-рп и на основании конкурса, проведенного Общероссийским общественным движением «Гражданское достоинство».
|
Подпишитесь на канал Русфонда в Telegram — первыми узнавайте новости о тех, кому вы уже помогли, и о тех, кто нуждается в вашей помощи.