Благие намерения
Почему Меморандум против мошенников пока не работает так, как планировалось
Подписать не значит выполнить
ВГТРК – крупнейший медиахолдинг, давнишний партнер Русфонда, который не только одним из первых подписал меморандум, но и активно участвовал в его разработке. Однако уже через две недели после публикации Меморандума в эфире «Вести Алтай» начался сбор средств для пятилетнего Кирилла Зубкова при участии фонда «Подари шанс». Фонд отправил мальчика в госпиталь в Южной Корее, где он умер 26 февраля.Елена Тополева-Солдунова, председатель Комиссии Общественной палаты РФ по развитию некоммерческого сектора и поддержке социально ориентированных НКО, признала, что проблема координации внутри медиахолдингов действительно существует и на данный момент это одна из самых серьезных опасностей:
– ВГТРК – огромная структура. Медиахолдинг подписал меморандум, а вот следить за исполнением условий во всех своих подразделениях у него не всегда получается. Поэтому мы просим всех, кто заметил какие-либо мошеннические или неэтичные сборы, сообщать нам об этом в Общественную палату. Для обсуждения и разбора подобных ситуаций создана специальная рабочая группа.
Кира Смирнова, исполнительный директор Ассоциации «Благотворительное собрание Все вместе», член Координационного совета по социальной рекламе и социальным коммуникациям при Общественной палате РФ, добавила, что Координационный совет всегда готов предоставить всем заинтересованным сторонам любую консультацию экспертов:
– Мы готовы, и у нас есть опыт и желание помочь, если телеканал действительно хочет себя обезопасить от репутационных рисков, а своих зрителей – от перевода денег на сомнительный сбор. И это желание очень важно, потому что подписание меморандума – дело добровольное. Поэтому, кстати, на этапе разработки мы не обсуждали карательные санкции за несоблюдение. Если крупный холдинг подписывает документ, а в регионах не соблюдают его принципы, это вопрос отладки внутренней коммуникации, а может, и просто вопрос времени.
Узкий диапазон
В опубликованном тексте меморандума идет речь лишь о социальной рекламе, то есть о рекламных роликах, которые размещают телеканалы. Однако эксперты Русфонда отмечают, что в последнее время большая часть сомнительных сборов проникает на телевидение не как реклама, а в рамках социальных сюжетов, через выпуски новостей или даже ток-шоу. Все эти моменты в документе никак не учитываются.По словам Елены Тополевой-Солдуновой, СМИ и другие участники, подписавшие меморандум, вполне понимают, что его положения касаются не только рекламы, но и других ситуаций, будь то какая-то телепередача или выпуск новостей, однако формулировка «социальная реклама» была принята по настоянию юристов, которые участвовали в разработке документа:
– Мы целый год обсуждали этот документ, юристы боролись за каждое слово. А перед этим мы еще очень долго убеждали СМИ, что вообще нужны такие правила, такой общественный договор. Телеканалы говорили: реклама – это коммерция, мы не имеем право брать деньги с заказчика и еще требовать от него какие-то документы. Стоило большого труда убедить их, что добросовестная реклама – это вопрос репутации, что это нужно самим же телеканалам.
А Кира Смирнова не видит в существующей формулировке никаких ограничений:
– По закону социальной рекламой является информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств и направленная на достижение благотворительных и иных общественно полезных целей. Исходя из этого, телеканалы могут проверить НКО и их сборы по методике меморандума, будь то коммерческое или некоммерческое сотрудничество, размещение ролика или комментарий от представителя фонда.
Недобросовестная конкуренция
Участники благотворительного сектора знают истории, когда в регионах добросовестные местные фонды отстраняли от телеэфиров или лишали доступа к СМИ, потому что у главы региона или его родственников есть свой благотворительный проект. Эксперты Русфонда не исключают, что теперь при вопросах о равенстве возможностей местные СМИ смогут ссылаться на меморандум и бесконечно искать недочеты у неугодных НКО. Тем более что в списке бумаг, которые должны представить НКО для того, чтобы получить доступ в СМИ и доказать свою благонадежность, имеется очень непрозрачный пункт – «иные документы».– Недобросовестная конкуренция существует, это печально, но это факт, – говорит Кира Смирнова. – Но факт также и то, что ее существование никак не зависит от меморандума. Если канал не хочет сотрудничать с каким-то фондом, он найдет для этого предлог. Точно так же меморандум не говорит, что если НКО соответствует критериям добросовестности, то ее рекламу обязаны разместить. Телеканалы могут использовать или не использовать наши советы, но решения всегда за ними. Есть и другие факторы, которые СМИ принимают во внимание: этические, соблюдение авторских прав, соответствие редакционной политике и многие другие. Пункт про иные документы был добавлен, так как мы не можем предусмотреть всех возможных случаев, по которым размещается социальная реклама.
Будем наблюдать
Меморандум – не окончательный свод правил, а только первый шаг в борьбе с мошенничеством в благотворительности. Он будет изменяться и дополняться с учетом практики и нового опыта, отмечает Елена Тополева-Солдунова:– Меморандум будет со временем меняться, мы будем мониторить ситуацию и попытаемся усовершенствовать этот инструмент. Возможно, в будущем придется создавать и другие инструменты. Понятно, что всем хочется помочь нуждающимся, понятно, что этим пользуются мошенники. Если мы узнаём о каких-то моментах, когда меморандум не работает, мы выносим это на обсуждение Координационного совета ОП, сообщаем об этом СМИ, которое по каким-то причинам допустило мошенников в эфир. Иногда мошеннические сборы не удается предотвратить, но хорошо то, что многие СМИ готовы учиться – пусть даже на своем негативном опыте и на своих собственных ошибках.