Как отличить честную благотворительность от мошенничества?
НКО и медиахолдинги подписали Меморандум по борьбе с мошенничеством в благотворительности
Меморандум разработан по инициативе Координационного совета по социальной рекламе и социальным коммуникациям при Общественной палате РФ. На сегодняшний день документ подписали ВГТРК, «Первый канал», «Газпром-Медиа Холдинг», «СТС Медиа», Общественное телевидение России, телерадиокомпания «Звезда», Фонд Константина Хабенского, фонды «Старость в радость» и «Подари жизнь», благотворительная ассоциация «Все вместе», благотворительная организация «Ночлежка», Ассоциация коммуникационных агентств России, Лаборатория социальной рекламы и многие другие.
Александр Ткаченко, председатель Комиссии Общественной палаты РФ по вопросам благотворительности, гражданскому просвещению и социальной ответственности, генеральный директор АНО «Детский хоспис», отметил, что мошенничество – основной барьер к развитию благотворительной сферы.
– Достаточно в СМИ или соцсетях появиться какой-то истории, которая берет за душу, как тысячи людей откликаются на нее. И, к сожалению, когда приходит первая эмоциональная реакция, мало кто задумывается, насколько эта информация правдоподобна. Я лично сталкивался в нашем хосписе с такой ситуацией: у нас находится пациент, он обеспечен всем – и вдруг в социальных сетях открывается сбор средств на этого пациента. Даже не спросили его разрешения. Чаще всего такой сбор ведется на частную банковскую карточку. У нас возникает немало проблем с тем, чтобы прекратить эти мошеннические действия. К сожалению, проблема не находит отклика в силовых структурах. Мы направляли официальные запросы в полицию, прокуратуру, СК, но не получали никакой реакции. А остановить мошенников могут только силовые структуры в рамках правового поля. Этот вопрос еще предстоит обсуждать.
Андрей Балашов, советник по рекламе президента телерадиокомпании «Звезда», считает, что меморандум нужен всем – и тем, кому помогают, и тем, кто помогает:
– Вот присылают на телеканал письмо и говорят: «Помогите, у нас старики или дети, им нужно то-то и то-то». Дальше служба безопасности телеканала пытается выяснить, а что это за фонд, что там за ним. И тут нам может помочь пункт 3.6 этого меморандума: мы можем попросить показать те документы, которые, как мы все договорились, нужно иметь, чтобы начинать благотворительный сбор. С другой стороны, не хотелось бы, чтобы это количество документов превратилось в надгробную плиту для благотворительности. Но надеюсь, процесс будет и легким, и эффективным.
Кира Смирнова, исполнительный директор Ассоциации «Благотворительное собрание Все вместе», член Координационного совета по социальной рекламе и социальным коммуникациям при Общественной палате РФ, разъяснила, какие документы нужно представить благотворительной НКО для того, чтобы подтвердить свою благонадежность:
– Отбор и анализ документов проходит в два этапа. Для начала мы просим просто заполнить небольшую анкету: контактная информация, ОГРН, социальные сети. Смотрим отчетность организации, учредительные документы. Вся деятельность НКО должна быть прозрачной и понятной. Например, если у организации нет отчетов по сборам, мы понимаем, что деятельность ее непрозрачна и проверку она не пройдет. Следующий этап – сбор документов, связанный с той социальной рекламой, которую хочет разместить заявитель. Если это сбор на конкретного подопечного, мы изучаем историю этого подопечного: историю болезни, согласие на обработку персональных данных.
По словам Смирновой, для честной благотворительной НКО представить такие документы не составит никакого труда, так как большая часть этой информации у таких НКО изначально находится в открытом доступе.
Меморандум опубликован на сайте Общественной палаты РФ.
Посмотреть, как проходила пресс-конференция, можно здесь.