1.08.2014
Мародёры
Кривой диалог
Игра в карты
Рустем Хасанов,
специально для Русфонда
* Автор живет в Казани, возглавляет благотворительный фонд «День добрых дел». Лауреат премий «Гражданская инициатива», «Золотой человек» (Авторадио), основатель первого благотворительного интернет-магазина «Особенные дети», блогер.
Картинка с натуры: юноша в униформе подходит к пожилому человеку, представляется сотрудником благотворительного фонда, сразу предупреждает, что деньги ему не нужны, он только просит выслушать рассказ о том, какими хорошими делами занимается его фонд. Любые попытки вручить купюру молодой человек пресекает самым решительным образом: дескать, нет, у нас все официально – через расчетный счет! Неподалеку девушка в такой же униформе ведет похожий диалог с бабулей. Пожилые собеседники просто тают: какие славные ребята!
В конце беседы славные ребята просят собеседников оказать маленькую любезность – представиться и сообщить номер банковской карты. Дескать, руководитель оценивает их работу по количеству собеседников, ставших жертвователями. И не волнуйтесь, мы же не спрашиваем у вас пин-код, а без пин-кода снять деньги с карточки невозможно. Прохожий достает банковскую карту и начинает диктовать номер. В это время волонтера кто-то окликает и торопит по неотложному делу. Того осеняет гениальная мысль: «А чего я трачу ваше время? Давайте просто сфотографируем вашу карту, а данные я потом сам перепишу». И фотографирует. Человек и опомниться не успевает. Фотографирует обе стороны, то есть номер карты, имя владельца и срок действия на одной стороне, CVV-код – на обратной. Читатели с опытом покупок в сети Интернет, полагаю, уже все поняли…
Тем, кто не в курсе, сообщаю: совокупность этих данных позволяет списывать деньги с вашего счета, причем зачастую – даже без SMS-подтверждения!
Вообще-то такой вот разговор сборщика пожертвований с потенциальным жертвователем – это довольно-таки известная и весьма эффективная технология фандрайзинга. Одно время она была широко распространена в США и некоторых западноевропейских странах, где ее именовали Face To Face, что часто переводят как «Прямой диалог». Когда-то фандрайзеры и волонтеры благотворительных организаций ходили по домам и предлагали выписать чек на взнос ради какого-нибудь хорошего дела. Ключевой момент технологии – именно личное общение. Согласитесь, поговорить с живым человеком всегда интереснее и приятнее, чем прочитать статью в газете. К тому же есть возможность тут же получить ответы на любые вопросы.
С появлением банковских карт и мобильных компьютеров технология несколько преобразилась. Однако в наших реалиях, где карты есть почти у всех, а практических навыков работы с ними не хватает, особенно, у пожилых людей, излишнее доверие к незнакомым «славным ребятам» может обойтись очень дорого!
Счет сердобольных граждан, попавшихся на эту удочку, полагаю, идет уже на тысячи. Они пока не подозревают, что стали не жертвователями, а жертвами. Много ли на этом заработают мошенники? Много! Каждый при желании может посчитать их баснословную выручку.
Мародеры наглеют, полиция – даже если и знает об этом фишинге (переводится как «рыбалка», способ выуживания персональных, банковских и других данных) пока никого не ловит. То ли не знает, как, то ли не видит судебной перспективы, то ли… Между тем, есть способы пресечь это мошенничество на корню.
– Никогда и никому не сообщайте CVV-код вашей карты. Это три цифры на обратной стороне. Выглядят так: 888
– Никогда и никому не сообщайте срок окончания действия вашей карты, он на лицевой стороне, выглядит так: 05/15.
– Никогда и никому не разрешайте фотографировать вашу карту. Не позволяйте даже приближать к карте фотоаппарат, телефон или планшет.
– Если вы все-таки попались на удочку и разрешили кому-то сфотографировать или переписать данные вашей карты – немедленно обратитесь в свой банк, заблокируйте старую карту и получите новую. Это займет некоторое время, но сохранит ваши деньги.
Будьте бдительны, не кормите мародеров!