Одну голову рубишь, три вырастают
Интернет-мошенничество в благотворительности растет, а эффективных средств борьбы с ним нет
Так считают участники слушаний в Общественной палате (ОП) РФ на тему «Интернет-мошенничество в сфере благотворительности: способы борьбы и проблемы привлечения к ответственности». Дискуссия прошла 17 декабря.
Модератор дискуссии адвокат Владимир Винницкий, член Комиссии ОП РФ по безопасности и взаимодействию с Общественной наблюдательной комиссией, заместитель председателя ОП Свердловской области, сослался на данные опроса ВЦИОМ, проведенного в апреле 2020 года. За последние пять лет 69% россиян хотя бы раз участвовали в благотворительности. В 2019 году 30% граждан-благотворителей приносили вещи в детские дома и дома престарелых, 26% перечисляли деньги конкретным людям на лечение, 20% жертвовали средства благотворительным организациям и фондам.
Интернет, рассказал Винницкий, – один из основных каналов распространения информации о нуждающихся в помощи. Видеоролики, фотографии и тексты размещаются в социальных сетях «ВКонтакте», Facebook, «Одноклассники», Instagram, на видеохостинге YouTube, на сайтах благотворительных фондов, с помощью баннерной рекламы. В период самоизоляции, по словам модератора дискуссии, резко – на 76% – выросло число дел о телефонном и интернет-мошенничестве.
Все участники обсуждения говорили о том, как сложно инициировать возбуждение уголовных и даже административных дел, касающихся мошенничества в соцсетях. Самые большие проблемы возникают в общении с представителями Instagram: администрация сети не выходит на контакт, модерирование постов отсутствует. По данным руководителя свердловского благотворительного фонда «Живи, малыш» Егора Бычкова, до 90% сборов мошенников в Instagram не блокируются. И если соцсеть «ВКонтакте» по запросу требует от сборщика представить официальные документы, проверяет их и в случае неподтверждения информации блокирует страницу или группу в течение суток, то о подобной работе с Facebook и Instagram приходится мечтать. Показательно, что руководитель благотворительного направления «ВКонтакте» Екатерина Кочнева – единственная из представителей действующих в Рунете соцсетей, которая участвовала в слушаниях в ОП РФ.
Правоохранительные органы тратят на рассмотрение документальных подтверждений мошеннического сбора в соцсети от сотрудников НКО, как правило, день. На следующие сутки после подачи документов, рассказал Егор Бычков, приходит отказ в возбуждении уголовного дела. Для инициирования дела нужен потерпевший, который бы перевел мошенникам от 2,5 тыс. руб., но сотрудники управления «К» МВД РФ, борющегося с преступлениями в сфере компьютерной информации или совершаемыми с помощью информационно‑телекоммуникационных сетей, и не пытаются делать запросы в банки, чтобы отследить переводы нужного размера, не связываются с жертвователями, чтобы рассказать, что те перевели средства мошенникам.
Качество поддельных документов и историй о больном человеке на сегодня таково, что жертвователь в принципе не способен самостоятельно определить, существует ли человек, на лечение или помощь которому идет сбор, жив ли он, имеет ли те заболевания и проблемы, о которых идет речь, так ли его зовут. Это может сделать только специалист. Для проверки медицинской информации сотрудники НКО делают запросы в клиники к конкретным врачам, и только после ответа врача становится точно известно, что он не ставил такого диагноза и не подписывался под документом.
Масштаб бедствия огромен, свидетельствует практика сотрудников фонда «Живи, малыш»: только под одним из постов мошенника пользователи соцсетей могут оставить до 1,7 млн комментариев – «+», «перевел денег». У обманщиков может быть до 200 тыс. подписчиков в соцсети – зачастую ни одна семья с действительно больным ребенком не имеет такого числа сострадающих. Доходит до того, что мошенники собирают на «похороны» ребенка и, собрав деньги, меняют площадку и передвигают даты похорон бесконечно.
Когда один из аккаунтов мошенников наконец блокируется по требованиям общественности или НКО, вместо него возникает еще три, подчеркнул Владимир Винницкий. Бороться с ними – черпать море дуршлагом, отметил он. Многие мошенники живут за счет сборов годами, даже не меняя номера счетов.
Эксперты ОП РФ представили на слушания проект рекомендаций: внести изменения в законодательство, обязав СМИ, публикующие на своих сайтах материалы о благотворительных сборах, баннеры социальной рекламы и многое другое, проверять информацию и нести ответственность за ее размещение. Важной мерой ОП РФ считает разработку поправок к уголовному законодательству, чтобы при недобросовестном сборе средств признавалось потерпевшим лицо, в интересах которого якобы организуется сбор.
Кроме того, эксперты предложили разработать законопроект, который упростит получение правоохранительными органами данных о движении денежных средств по банковским счетам, по сетевым реквизитам и средствам связи, «используемым в преступной деятельности». Общественники рекомендовали также законодательно «запретить сбор средств на благотворительные цели» с помощью электронных платежных систем, в том числе Qiwi, «Яндекс.Деньги», WebMoney.
Участвовавший в дискуссии по видеосвязи представитель Роскомнадзора Евгений Зайцев, начальник Управления контроля и надзора в сфере электронных коммуникаций, отметил, что не видит необходимости в изменении законодательства, которое и так предоставляет механизмы для борьбы с информационными ресурсами – нарушителями закона. По его словам, по требованию прокуратуры инфоресурс может быть заблокирован незамедлительно, если опубликованные им сведения несут угрозу жизни, здоровью или имуществу граждан, а по требованию суда – в течение суток (временная блокировка). Однако Зайцев все же отметил, что использовать эти меры в борьбе с сетевыми мошенниками от благотворительности – как «бить по хвостам, бороться с симптоматикой». Вместе с тем он не считает нужным вносить поправки, которые бы устанавливали ответственность за публикацию фальшивой социальной рекламы в медиа. А на предложение ОП РФ Роскомнадзору поучаствовать в проведении широкой информационной кампании для граждан о мошенниках в соцсетях ответил: «Мы контрольно-надзорная служба, что мы можем?» «Вы ничем не можете помочь, потому что вас все устраивает», – парировал Винницкий.
Единственное, что предложил Зайцев, – предоставить общественникам контактные данные представителей Facebook, которой принадлежит Instagram, чем вызвал недоумение у присутствовавших на слушаниях.
Исполнительный директор Ассоциации «Все вместе» Кира Смирнова рассказала, что однажды удалось поймать за руку «благотворительный фонд», который набирал «волонтеров» для сбора денег в электричках. Названия фонда она не упомянула. На работу «волонтером» в эту организацию устроилась корреспондент федерального медиа – она записала видео, в котором ей предложили в качестве оплаты за волонтерский труд 50% ее ежедневного сбора в транспорте. Были найдены и свидетели, которые подтвердили эти данные, однако прокуратура, в которую корреспондент обратилась, отказалась принимать какие-то меры. «Фонд» по‑прежнему существует, его «волонтеры» собирают деньги в электричках.
Не помогло, по словам Киры Смирновой, и вступление в силу 5 октября 2020 года поправок к закону «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)», которые запрещают использование ящиков для сбора благотворительных пожертвований в общественном транспорте. Дело в том, что до сих пор Кодексом РФ об административных нарушениях не предусмотрен штраф за это нарушение. Ассоциация «Все вместе» направила письмо председателю Госдумы Вячеславу Володину о подготовке законопроекта для внесения изменений в КоАП РФ, но «воз и ныне там».
Специальный корреспондент Русфонда Светлана Машистова, в свою очередь, рассказала, что требовать у сборщика отчеты о расходовании перечисленных средств считается в российском интернет-сообществе неправильным. К тому же такие требования вызывают негативный отклик и у сборщика, и у его группы поддержки: нередко гражданин оказывается один на один в ситуации интернет-травли, ему поступают угрозы. Она подчеркнула, что важно развивать у пользователей соцсетей критическое мышление и навыки отстаивать свои права – в случае очевидных мошеннических действий подавать заявление в МВД. В этом может помочь генератор заявлений в правоохранительные органы – проект Ассоциации «Все вместе».
Пока общество не начнет работать с органами правопорядка, уверена Машистова, ситуация в этой сфере не изменится. Однако просветительская работа должна вестись не только с гражданами, но и с НКО – от них нужно требовать прозрачности, аккуратного и ответственного отношения к отчетности и жертвователям, а еще не проводить сборы на личные карты, не собирать наличные деньги в не предназначенных для этого местах.
Большинство участников дискуссии согласились с тем, что российский благотворитель, единожды столкнувшийся с мошенниками, отказывается в дальнейшем от пожертвований даже через проверенные фонды. Мошенническая деятельность – удар по всему благотворительному сектору.