5.12.2018
Технологии
Доктор Uber
Как трансформируется рынок медицинских услуг в России и что его ждет в ближайшем будущем
Впервые про уберизацию – процесс сокращения дистанции между потребителями и поставщиками услуг – заговорили в 2014 году. Пока тотальной уберизации не случилось: далеко не все сферы жизни поддаются этим изменениям. Среди отстающих – здравоохранение и смежные с ним области, например уход за престарелыми. Но и здесь постепенно появляются сервисы, которые позволяют сократить дистанцию между врачом и пациентом, в том числе и за счет телемедицины. Русфонд разбирался, как трансформируется рынок медицинских услуг в России и что его ждет в ближайшем будущем.
Закон о телемедицине позволяет врачам оказывать услуги удаленно и консультировать пациентов по телефону или через интернет
Прием в таком формате стал возможен в России с 1 января 2018 года, когда вступил в силу закон о телемедицине. Закон позволяет врачам оказывать услуги удаленно и консультировать пациентов по телефону или через интернет. Потенциал у этого рынка большой. Аналитики Ernst & Young изучили рынок коммерческой медицины в России за 2016 год и первую половину 2017 года. Их выводы неутешительны для традиционных медицинских центров, но благоприятны для телемедицинских компаний: почти половина респондентов указывают на снижение платежеспособности пациентов и повышение требований потребителей к скорости оказания медицинской помощи. Уменьшить стоимость приема у врача можно как раз за счет дистанционного консультирования.
Объем рынка телемедицины в 2017 году оценивался в 1 млрд руб., в 2018 году – в 1,5–3 млрд руб. Как замечает руководитель сервисов «Педиатр 24/7» и «Онлайн доктор» Денис Юдчиц, к 2022 году телемедициной будет охвачено примерно 20% населения страны. Мировой рынок телемедицины, по данным BBC Research, может составить до $44 млрд к 2019 году.
Бум телемедицины
В России телемедицина начала развиваться задолго до того, как был принят соответствующий закон, но была нацелена на врачей и позволяла им проводить удаленные консультации друг с другом по сложным случаям. Считается, что первая телемедицинская консультация прошла еще в 1995 году в петербургской Военно-медицинской академии имени С.М. Кирова, после чего видеоконференции между крупнейшими НИИ и медицинскими центрами стали обычным делом.
Онлайн-консультация вряд ли подойдет в случае сложной болезни, но будет достаточной, если речь идет о более легком диагнозе
Сейчас существует несколько сервисов, которые оказывают подобные услуги, например, Digital Pathology. Пациент, обращаясь в эту лабораторию, может получить второе мнение врача по гистологическому заключению в течение трех дней. Для этого результаты тестов на онкологию передают врачам, которые могут находиться в любой точке мира. Гистологические стекла оцифровываются на специальном сканере, а также при необходимости проводится иммуногистохимическое окрашивание, после чего данные передаются врачам-патоморфологам из США, Великобритании, Германии и Норвегии.
«Больше года назад у близкого родственника нашли опухоль мозга. Гистологический анализ показал, что она злокачественная. Решили удостовериться в правильности результата и отправили анализы в США. Через неделю выяснилось, что изначальный диагноз был верен лишь отчасти: опухоль мозга оказалась метастазами рака легкого. Лечению это почти не помогло: стадия была уже терминальной», – рассказывает Русфонду Елена, которая воспользовалась услугами сервиса по телемедицинской консультации для врачей.
Весь телемедицинский рынок в стране условно можно разделить на два сегмента. Первый – это сервисы, которые оказывают медицинскую помощь исключительно онлайн. Это «Яндекс.Здоровье» и Doc+. «Яндекс.Здоровье» позволяет удаленно проконсультироваться с педиатром, терапевтом, гинекологом, дерматологом, гастроэнтерологом, психологом, урологом, неврологом, венерологом, а также ветеринаром. К таким сервисам закон имеет прямое отношение: например, они должны проводить телемедицинские консультации только в сертифицированном медицинском кабинете. На этот же рынок с недавнего времени выходят операторы мобильной связи: «Билайн» запустил сервис медицинских онлайн-консультаций «Мой доктор».
Второй сегмент – традиционные клиники, которые постепенно переходят в интернет и принимают пациентов не только очно, но и дистанционно. Такие услуги предоставляют «Доктор рядом», «АВС-медицина», Qapsula и другие.
Качество такой удаленной медицинской помощи зачастую не отличается от приема в обычной клинике, говорят пятеро опрошенных Русфондом врачей, трое из которых сотрудничают с телемедицинскими сервисами. По их словам, дистанционные консультации проводят те же специалисты, которые принимают очно в медучреждениях. Такая консультация вряд ли подойдет в случае сложной болезни, но будет достаточной, если речь идет о более легком диагнозе.
Медицинский Uber
По принципу приложения Uber, которое позволяет заказать такси, работают медицинские агрегаторы. Их основное назначение – помочь пациенту найти нужного специалиста и записаться на прием, хотя некоторые приложения позволяют проводить дистанционные консультации. Среди основных сервисов – DocDoc, «Здоровье Mail.ru», «Медкомпас». Кроме того, они развивают и дополнительные услуги. DocDoc, который на 80% принадлежит Сбербанку, совместно с сервисом круглосуточной экстренной помощи «Кнопка жизни» выпустил «умные» часы для медицинской помощи. В часах есть функция консультации с врачом, звонки и SOS-кнопка. Разработчики планируют добавить в гаджет возможность снимать и передавать врачу показатели здоровья. Еще умные часы будут напоминать владельцу о том, что пора принимать лекарства, и сообщать, достаточно ли владелец активен физически.
Медицинские агрегаторы работают как приложение Uber. Их назначение – помочь пациенту найти специалиста и записаться на прием
Найденные сиделки не вызывали доверия, поэтому Коровин решил сам освоить этот рынок. По мнению Коровина, существующие сервисы пока не могут гарантировать клиенту нужный результат: «Это как рынок такси до появления Uber и "Яндекс.Такси"». При этом предприниматель видит большой потенциал для роста этого рынка: по прогнозу Минтруда, к 2025 году в России будет до 40 млн пожилых, их доля вырастет с нынешних 24,6 до 27%.
На данный момент сервис сотрудничает с 120 специалистами, всех сиделок предварительно проверяют. Пока основная услуга – визиты один или два раза в день. В планах – добавить проживание с подопечным, приглашение медицинских специалистов, которые могли бы, например, помочь с реабилитацией человеку, пережившему инсульт: физиотерапевтов и эрготерапевтов.
Стартапы для профессионалов
На фоне роста рынка телемедицины в России появляются сервисы, которые рассчитаны на врачей, а не на пациентов
На фоне роста рынка телемедицины в России появляются сервисы, которые рассчитаны на врачей, а не на пациентов. В 2012 году возникла первая версия платформы Medesk. Это онлайн-система управления клиникой, в которой врачи ведут электронные карты, а пациенты могут записаться на прием. Облачное хранилище, созданное программистами из Хабаровска Владимиром Ковальским и Дмитрием Лазуткиным, позволяет клиникам не тратиться на серверы и оборудование – достаточно иметь доступ к интернету. Со временем у стартапа появились конкуренты: «Инфоклиника» и «1С.Медицина».
В 2015 году возник другой сервис, рассчитанный на врачей, – ONDOC. Сервис собирает информацию с гаджетов – фитнес-браслетов и специализированных мобильных приложений пациента – и с разрешения пациента передает эти сведения врачу. Также ONDOC отражает динамику показателей: уровень сахара и холестерина, пульс, давление, температура, сон, рост, вес, принимаемые лекарства. Там же хранится необходимая информация о пациенте, чтобы у медиков всегда был к ней доступ, в том числе в случае экстренной госпитализации. Это бывает особенно важно, если счет идет на секунды, а уточнить анамнез нет возможности.